Шпаргалка «Зачётная» по Философии (Казарян А. Т.)

Кирилл Николоев ср, 13.04.2016 20:21

1) Учение Гераклита о Логосе. Гераклит считал, что миром правит логос. Логос – это основа мироздания. Это единство всего. Логос можно толковать по разному: как свойство первоогня, слово, мысль, гармония, душа, разум. Логос – это божественное вневременное слово, которое вечно. Логос это и есть сам Бог. Логос – это основа души, пределы которой бездонны.

Логос – единый, общий для всего сущего закон. Гераклит считал, что логос – то, что присуще всем и всему, то, что всем и через все управляет. Логос эквивалентен огню. По Гераклиту, все возникает из одного – из огня. Огонь – первовещество. Огонь – наиболее подвижное явление в природе, это образ вечного движения. «Огонь разумен и является причиной управления всем», а то, что «всем управляет через все» является разумом. (т.е. логосом). Мир по Гераклиту не был создан ни богами, ни людьми, а всегда существовал (и будет существовать) как вечный огонь, затухающий и разгорающийся. (Огонь – образ вечного движения). Если у прежних философов мир был создан из воды (воздуха, огня), то по Гераклиту огонь и есть собственно мир.

По Гераклиту, все сущее постоянно изменяется, переходя из одного состояния в другое. Переход любого явления из одного состояния в другое совершается благодаря борьбе противоположностей – вечному и всеобщему Логосу. «Жизнь одних есть смерть других». Все в мире взаимосвязано и взаимодействует. Все тождественно: день переходит в ночь, ночь – в день; зима в лето и наоборот; война сменяется миром, мир – войной. Все относительно: «Ослы солому предпочли бы золоту». Относительно сама ценность и для каждого она своя. На этом и основывается логос.

2) Философия Пифагора. «Вещи существуют по подражанию числам». Число понимается как первоначало (беспредпосылочное, причина сущего), оно является объяснением всего сущего. Во время Пифагора философия сблизилась с математикой. Все подвержено числу, все измеримо с помощью числа. Все события можно объяснить на основе чисел и их соотношений. Время – это изменение мира в числе. На числе основано единство музыки, поэзии. Слово также подчиняется числу. (Пример – стихотворные размеры). Математика таинственна сама по себе. Пифагор определял число как энергию и считал, что через науку о числах раскрывается тайна Вселенной, ибо число заключает в себе тайну вещей. Все числа он разделил на два вида: четные (женское начало) и нечетные (мужское). Раз в основе вещей лежит число, то познать мир – значит познать управляющие им числа.

Вечность у Пифагора есть неизменнось, самотождественность, постоянство. Но это не означает неподвижность. Об этом свидетельствует небесный свод. Мир, по Пифагору – живое и огненное шаровидное тело. У Пифагора, душа человека после смерти переселяется в тела других существ. Это основной момент религии Пифагора.

В учении выделяют две основные составляющие: теоретическую и практическую части. Душа по Пифагору божественная сущность, заключенная в телесную оболочку за предыдущие прегрешения. Следовательно, цель жизни - освободить душу от оков тела. Учение о переселении душ: вырваться из круга перевоплощений можно следуя пифагорейскому образу жизни

3) Учение Парменида о бытии. Бытие Парменид представляет в виде огромного сплошного шара, неподвижно покоящегося в центре мира. Бытие бесконечно во времени и ограничено в пространстве. Бытие не возникло и никогда не погибнет, т.к. оно едино (нет частей). Бытие истинно и неизменно.

У Парменида было два учения - об истине, и о мнении. Выводы из двух частей противоположны, их невозможно связать. Истина - мыслимый мир, мир единого, вечного бытия. По истине все бытие, небытия нет. Мнение - это внутренне противоречивая чувственная видимость. Во мнении все материально, жизненно. Место истины в суждении, а не в чувствах. Рассуждая о своих чувствах, человек истинен или неистинен. Во мнении есть движение, а в истине нет, потому что его невозможно теоретически доказать. Истина едина, не меняется во времени, потому что время ей не присуще.

Бытие есть то, что охватывает мыслью. Мысль – это всегда бытие. Мысль и предмет мысли – это одно и то же, т.е. мысль и предмет неотделимы. Значит, мысль не может быть отделена от бытия. Но: все же мысль о небытии тоже существует, хотя, по Пармениду, небытия нет. Небытие – это пустота, пустое пространство. А в природе не может существовать пустоты, следовательно – движение в мире отсутствует, оно нам только кажется. Все пространство чем-то заполнено, значит мир един, в нем не может быть множества отдельных вещей. По истине существует только единство, а множества нет.

1. Помимо бытия нет ничего. Также и мышление есть бытие, ибо нельзя мыслить ни о чем. 2.Бытие никем и ничем не порождено, иначе пришлось бы признать, что оно произошло из небытия, но небытия нет. 3.Бытие не подвержено порче и гибели, иначе оно превратилось бы в небытие, но небытия не существует.

Скачать файлы

Похожие документы