Шпаргалка «Экзаменационная» по Стилистике (Никитин О. В.)

Кирилл Николоев вс, 03.04.2016 21:00

1. Общее языкознание: предмет и задачи курса. Объектом лингвистики явл-ся естественный язык человека. Закономерности устройства, развития и ф-ционирования языка составляют предмет науки о языке. Эти закономерности м. быть присущи отдельным конкретным языкам или их группам. Наряду с такими частными закономерностями в каждом языке мира м. быть вскрыты некоторые общие закономерности, присущие всем или большинству языков человечества. Поэтому предмет курса «Общее язык-е» соотносится с такими понятиями как «частное» и «общее» язык-е. Частное – изучает отд. язык или группу языков: русистика, славистика. Изуч-ся внутр. устройство, отличительные особенные условия, в оторванности от внешнего мира. Общее – изучает универсалии, то, что объединяет разные языки. Если рассматривать язык с точки зр-я языковой и внеязыковой, то Внешняя лингвистика изучает то, как язык соотносится с внешними факторами (социолингвистика, психолингв., этнолингв., прагмалингв.). Внутренняя линвистика изучает внутр. устройство: яз ед-цы, уровни языка, особенности внутр. развития языка (законы).

Также можно рассматривать язык в диахроническом и синхроническом аспекте. Диахроническое – рассматривает состояние языка на протяжении всей истории, а синхроническое – только на определённом этапе. Кроме того, языкоз-е может быть практическим, теоретич., прикладным. Практическое – заним-ся конкретными языками с целью их использ-я как ср-ва общения. Теоретическое – изучает сущность языка как системы, его ед-цы и соотношение м/ду ними, природу грамматич. Категорий и проч. Прикладное – отрасль заним-ся разработкой и приложениейм лингвистич. данных к потребностям общ-ва.

Т.о., общее яз-е изучает закономерности, хар-ые д/всех языков. Общие закономерности – это чел. язык в целом, язык как соц. явл-е, как ср-во познания, язык в его связи с мышлением, язык как явл-е культуры, язык как системи знаков, язык как особая структура. Общее яз-е – дисциплина теоретическая, внешняя и обычно синхронич. В современном мире намечаются тенденции расширения объекта лингвистики. Всё больше внешних факторов входит в объект яз-я: 1) гендерный, 2) национально-культ., 3) психологич., 4) социологич. Т.о., яз-е заним-ся внутренним устройством языка, вместе с факторами, обусловливающими его ф-ционир-е и развитие.

Основные проблемы курса: 1) установить объект лингвистики, го границы, отделение от смежных наук. 2) проблема внутр. членения языка и внутр. связей, 3) особенности ф-ционир-я языка, его внешние связи, 4) проблема развития языка, 5) проблема знаковости языка и его место среди других знаковых систем, 6) проблема типологии языков мира, 7) проблема яз-х универсалий, 8) проблема методов, методик изуч-я языка.

2. Проблема природы и сущности языка. Природа и сущность – понятия весьма близкие, но различать их следует. Под природой понимается исток, природа – это то, откуда берётся суть предмета. Сущность же – это внутренняя основа, содержательный смысл, сама суть чего-либо. Многокачественная природа языка подразумевает под собой объединение 3х факторов: биологический, психологический, социальный. 1. Язык биологичен и с этой точки зр-я – язык явление врождённое. Придерживались этого взгляда: Якоб Гримм, В. Гумбольдт. Язык без сомнения биологическое явление, т.к. связан с физиологическими процессами, протекающими в организме человека, деятельностью органов человеческого организма. Не будь у человека языка (как органа производства речи) или любого другого физиологич. компонента, человек при всём своём желании в социальном плане реализоваться, при абсолютной работе мышления, логической способности постоения мысли не сможет произвести ни одного звука. Речевая деят-сть, способность к обучению непосредственно связаны с биологич. особенностями, с работой головного мозга. 2. С точки зр-я психологии – язык психическое явл-е. В. Гумбольдт: язык – результат духовной жизни, деятельности всего народа, выражение разума (коллективного). А.А. Потебня, В. Вундт: в сущности языка лежат психологич. категории, результат мышления. И.А. Бодуэн де Куртенэ, Щерба: язык – фактор говорящего человека, язык связан со всеми псиич. процессами. Психологическая составляющая природы языка также связана с работой головного мозга, с особенностями психики. Чтобы речь порождалась, необходимо чтобы из головного мозга поступали соответствующие нервные импульсы. Их логичность и своевременность обеспечивается правильной работой мозга, способностью накапливать и отражать знания, логичностью мышления, нервной системой. Психологический аспект изучается в курсе когнетивной лингвистики.

Скачать файлы

Похожие документы