Шпаргалка «Экзаменационная» по Литературоведению (Давыдова Т. Т.)

Кирилл Николоев ср, 06.04.2016 20:14

Билет 1 1.1 Образ и знак в художественном произведении. Соотношение этих понятий. Образ - общее свойство всех произведений искусства. Образ может иметь формы чувственные (ощущения, восприятия, представления) и рациональные (понятия, суждения, идеи, теории).Существуют образы мифологические, религиозные, научные, художественные.

Художественный образ - результат осмысления автором какого-либо явления, процесса жизни способом, свойственным тому или иному виду искусства. Так литературное произведение как художественное целое является образом.

Художественный образ выполняет познавательную функцию, однако это значение окрашено тем, как сам автор понимает изображаемый предмет. Художественный образ самодостаточен, он есть форма выражения содержания в искусстве.

Основные свойства образа: эмоциональность, жизненность, целостность, многозначность. Художественный образ всегда несет в себе обобщение (например, образ Татьяны в произведении Евгений Онегин олицетворяет чистоту и духовную красоту, это милый идеал девушки)

Знак - единство означающего и означаемого(значения).Вся земная цивилизация невозможна без знаков и знаковых систем(например знаки используются в человеческой речи, письме, искусстве, медицине).Знаки исследует семиотика или семиология. Основателями этой науки были Ч.Пирс и Ф. де Соссюр. Семиотика - это инструмент всех наук, поскольку любая наука использует знаки.

В семиотике различают: индексальные знаки - знаки обозначающие, но не характеризующие объект. Действие индекса основано на принципе смежности: дым - индекс огня, отпечаток ноги на песке - индекс присутствия человека.

Знаки - символы - условные знаки, в которых у означающего и означаемого нет смежности и сходства. иконические знаки- обозначают объекты, которые имеют те же свойства, что и сами знаки, основанные на подобии означаемого и означающего.С точки зрения семиотики, художественный образ - иконический знак, десигнантом которого является ценность. Так синтаксис и слова лирических произведений действуют так на читателя, что на первый план выступают моральные ценности и оценки лирического героя.

1.2 Конфликт и образы героев в трагедии Трагедия - жанр в драматургии. Основу трагедии составляет столкновение личности с миром, обществом, судьбой, выраженное в борьбе сильных характеров и страстей. Трагедия обычно завершается гибелью главного героя.

Через трагедию зритель приходит к катарсису (очищению). Трагедийный герой не имеет характера, поскольку зритель смотрит на происходящее его глазами. Для существования трагедии необходимо наличие четких моральных устоев и этических понятий. А так же наличие трагедийного героя — человека, обладающего особыми моральными качествами. Все происходящее с персонажами в трагедии должно быть связано с результатом их выбора.

Так, например, в произведении Островского Гроза трагическим героем выступает Катерина. Она не может жить во лжи и лицемерии, там, где писаные законы важнее духовных, где существуют лишь обряды и неестественное подчинение им. Катерина - высоко-нравственный человек, она гораздо дальше взглядов Кабанихи.Отчего люди не летают как птицы?- спрашивает она. Ее душа стремится к свободе, а в доме своего мужа она заперта, как в клетке. Такая обстановка заставляет ее пойти на измену. В итоге она понимает, что ничего не сможет ее спасти после содеянного, и Катерина решается на самоубийство. В этой трагедии мы видим конфликт главной героини с миром и с собой. Ведь она была христианкой, а данный поступок антихристианский.

Билет 2 2.1 Аристотелевская теория мимесиса и теория символизации Всякое искусство основано на подражании. Античная теория подражания основана на художественном обобщении. Произведение искусства, созданное путем подражания, обладает воспитательной, познавательной и эстетической функциями.

Теорию подражания неоднократно критиковали. Работая над художественным образом, человек подражает природе и жизни, для того, чтобы отразить их и тем самым познать. Настоящее художественное произведение не копирует облик жизни, а глубоко постигает ее суть, познает ее.

Писатель, творя свое произведение, стремится к саморазвитию. Это происходит, когда он начинает выявлять заложенные в жизни тенденции. Например, замужество Татьяны Лариной явилось полной неожиданностью для самого Пушкина.

В основе теории символизации лежит учение о символе. Символ - в науке, то же что и знак; в искусстве - иносказательный многозначный художественный образ. Всякий символ есть образ. Символ не говорит о действительности, а лишь намекает на нее.

Символу близки аллегория и эмблема, но в отличие от них символ неотделим от структуры образа. Каждый элемент формы или содержания может быть символом: метафора, сравнение, метонимия, пейзаж, образ героя

Скачать файлы

Похожие документы