Шпаргалка «Экзаменационная» по Культурологии (Якушкина Н. В.)

Кирилл Николоев вс, 10.04.2016 18:48

1.Культура: понятие, структура и функ-ции культуры. Понятие «культура» центральное в культурологии. Слово происходит от латинского — возделывание почвы — культивирование, измене-ние природного объекта человеком. В средние века слово «культура» ассоциировалось с признаками личного совершенствования человека. В Возрождение под личным совершенством понима-ют соответствие гуманистическому идеалу. С точки зрения просветителей, культура означала «разум-ность», считалось, что культура проявляется в разумности общественных порядков и политических учреждений, а измеряется достиже-ниями науки и искусства. Это была концепция, назв. «эвдемонической» (эвдемонизм — направление, считающее счастье высшей целью человеческой жизни).

Со 2-й половины 19 в. понятие «культура» приобретает статус научной категории. Понятие культуры многозначно, сейчас поэтому существует около тысячи ее определений. В современной куль-турологии распр. технологическая, деятельностная и ценностная концепции культуры. Деятельност-ная — рассматривает культуру как способ и результат жизнедеятельности человека. Ценност-ная — подчеркивает роль и значение идеальной модели жизни, и культура в ней рассматривается как воплощение должного в реальное. Технологи-ческая — культура представляет собой определен-ный уровень производства и воспроизводства обще-ственной жизни.

Структура. Основополагающими является по-нятия культурной статики и культурной динамики. Первая характеризует культуру в покое и неизменности, вторая — рассматривает культуру как процесс в движении. Базисные элементы куль-туры существуют в двух видах: материальном и духовном. В материальную культуру входят: куль-тура труда и материального производства, быта, топоса (жилища, дома, деревни, города), отношения к собственному телу, физическая культура. Духов-ная культура включает познавательную (интеллек-туальную), нравственную, художественную, право-вую, педагогическую, религиозную культуры. Су-ществуют виды, которые невозможно отнести к материальной или духовной, например экономиче-ская, политическая, экологическая, эстетическая. Культурное наследие — термин культурной стати-ки — нечто ценное и почитаемое, созданное про-шлыми поколениями и выдержавшее испытание временем и передающееся следующим поколениям. Культурные универсалии — нормы, ценности, пра-вила, присущие всем культурам.

Функции. Главная — человеко-творческая. Информационная — функция передачи социального опыта. Познавательная — накопление которой богатейших знаний о мире, создавая возможности для его освоения. Регулятивная — регулирование труда, межличностных отношений, быта, опирается на понятия: мораль и право. Знаковая функция представляет собой определенную знаковую систе-му культуры, предполагая владение ею (язык, письмо). Ценностная — отражает качественное состояние культуры. По уровню и качеству куль-турных ценностей судят степени культурности чело-века.

2.Что такое творчество? Виды творче-ской деятельности человека. Творчество — деятельность по созданию куль-турных ценностей и их интерпретации. Творческая деятельность характеризуется неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уни-кальностью. Творчество всегда предполагает нали-чие субъекта творческой деятельности (творца).

По словам Достоевского: «там где образова-ние начиналось с техники, там не наблюдалось Аристотеля». У технической и у гуманитарной цели и методы разные. Гуманис означает человек т. е. гуманитарная культура это культура внутренняя она действует на чувства, разум позволяет шире смотреть на познание вообще, ум стает более ги-бок. Без гуманитарной культуры техническая ставит только цели, и выполняет их машинально.

3.Человек в мире культуры. Культура и свобода человека. Свобода кончается там, где начинается свобо-да другого человека или по словам Бекона: «Сво-бода — это осознанная необходимость». Табу уже появл. В первобытном обществе, так как без пра-вил чел. жить не может. Свобода ограничивалась всегда правилами и законами. И со временем эти законы менялись, так табу в древности гласили: не иметь детей с родственниками, зарождение морали и этики. Этика — это система норм нрав-ственного поведения человека. В средневековье этика была на низком уровне. Можно было выти-рать руки об скатерть, сморкаться, но уже остава-лись права на собственность. С эпохами нормы правил требовали все больше внимания. Так в 18 веке выходит книга «Юное зерцало», в кот. Описаны нормы поведения, о кот. Мы бы сейчас, не задумываясь, выполняем. Например, при людях не ковыряем вилкой в зубах. То есть свободы как таковой нет, цензор должен быть внутри чела. Гегель сказал, что свобода — это хотеть и быть лишь самим собой. Человеку не возможно приобре-сти свободы извне больше, чем он обладает ей изнутри. Только свободный человек способен на творчество.

Скачать файлы

Похожие документы