Шпаргалка «Экзаменационная» по Культурологии (Артюшина И. Л.)

Кирилл Николоев сб, 16.04.2016 22:00

1. Термин «культура». Проблема определения понятия культуры. Культурное наследие —нечто ценное и почитаемое, созданное прошлыми поколениями и выдержавшее испытание временем и передающееся следующим поколениям.

Своим появлением слово «культура» обязано древним римлянам, которые первоначально обозначали им обработку почвы. Таким образом, используемое и по сегодняшний день понятие «сельскохозяйственная культура» (рожь, пшеница, картофель), а также «агрикультура» (земледелие) наиболее близки к древнему, первоначальному употреблению.

Со временем термин «культура» был перенесен римлянами на человека и стал означать его воспитание и образование, т.е. «возделывание человека». Уже у Цицерона появляется термин «культура» в понимании духовной деятельности. Культуре в этом смысле стали противопоставлять понятие некультурности, варварства, дикости.

Первоначальное понимание культуры не утратило своего смысла и по сегодняшний день. Вместе, с тем в ходе своего развития это понятие претерпело сложную эволюцию. Слово «культура» употребляется по самым различным причинам и поводам. Восхищенные талантом артиста, мы говорим о высокой культуре исполнения; картофель называем важной сельскохозяйственной культурой, а молодого человека, уступившего место в общественном транспорте, представляем как пример культуры поведения.

Многим культура представляется в виде некоей системы правил, начиная от приличного разговорного языка до манеры поведения за столом, т.е. отождествляется с этикетом. Особенно часто слово «культура» кочует в публицистике и средствах массовой информации, обозначая обычно что-то хорошее, но довольно неопределенное.

Часто понятие «культура» сводят к искусству или художественной культуре, отождествляют с музеями и библиотеками. В результате фундаментальное целое расчленяется и низводится до отдельных частей. Как это ни парадоксально, все эти представления одновременно и верны, и не верны. Они верны, так как все, что они определяют, действительно имеет отношение к культуре. Они не верны, так как ни одно из определяемых ими явлений не охватывает культуру в целом.

Культура подразделяется: 1. По ее носителю. А - мировая (синтез лучших достижений различных народов). Б - национальная (культурный синтез нац слоев, классов, и групп какого-либо народа). В - классовая (сельская, городская).

Г- профессиональная. Д - молодежная. Е - личная, она включает два понятия: культурность - умение вписаться в общество; духовность - желание души проникнуть в глубину. 2. По видам деятельности А - материальная,

Б - духовная. Материальные объекты - это физические объекты созданные руками человека - артефакты, культура труда и материального пр-ва, культура быта. Духовная культура - включает в себя интеллектуальную, нравственную, художественную и др. Она тоже результат деятельности, может передаваться только путем общения.

Функции: 1)Познавательная - способность культуры: - концентрировать в себе знания и социальный опыт многих поколений людей; и тем самым - создавать благоприятные возможности для познания и освоения окружающего мира.

Дает представление о народе, стране, эпохе. 2)Регулятивная (Нормативная) - способность культуры регулировать поведение человека в различных сферах: в семье, в школе, в быту, в производстве и в других сферах.

Регулятивная функция культуры опирается на систему определенных предписаний и запретов, нарушение которых приводит в действие санкции: - установленные сообществом; - поддерживаемые силой общественного мнения.

3)Информативная(передает знания, опыт) – культура передает знания и опыт предшествующих поколений. Позволяет осуществить обмен знаниями. 4)Коммуникативная – культура не существует вне общения, она формируется через общение.

5)Воспитательная – воспитывает чувство прекрасного, возделывание человека, воспитание. 6)Семиотическая(знаковая) – представляет собой определенную знаковую систему, владение знаниями этой системы. Язык (уст и письменный) – средство общения людей, литературный язык- важнейшее средство овладения национальной культурой.

7)Аксиологическая (ценностная) – отражает важнейшее качественное состояние культуры. Формирует у человека определенные ценностные потребности и ориентации. Периодизация: 1. к. Первобытности до 4тыс лет до н.э.;

2. к. Др. Мира до 5в н.э.; 3. Период Средневековья 5-16 в. (5-10 раннее, 10-14 развитое, 14-16 позднее - возрождение); 4. к. Нового времени 17-нач 20в; 5. к. Новейшего времени с 1914г 2. Культура как система. Структура и функции культуры.

Культурное наследие — нечто ценное и почитаемое, созданное прошлыми поколениями и выдержавшее испытание временем и передающееся следующим поколениям. Структура культуры. В самом общем виде в соответствии с основными видами производства различают: материальную и духовную культуры.

Скачать файлы

Похожие документы