Шпаргалка «Экзаменационная» по Концепциям современного естествознания (Дорошенко Е. С.)

Кирилл Николоев вс, 10.04.2016 19:02

1. Предмет и методология курса «Концепция современного естествознания». 1. Изложение научной дисциплины определяется общими идеями, ле жащими в основе ее построения. Дисциплина «Концепции современного естествознания» является культурно-формирующей, поскольку естественные науки становятся важнейшим элементом современной цивилизации. Курс ориентирован на слушателей преимущественно гуманитарного профиля подготовки - экономистов, юристов, социологов, поэтому наряду с изложением базовых понятий и законов естественных наук, образующих общую культуру знаний, существенное внимание будет уделяться общенаучным, философским и гносеологическим аспектам естествознания. Как говорил академик Н. Н. Семенов, «завет налаживать и крепить союз философии и естествознания, одинаково необходимый для обоих союзников, предполагает ясное представление о том, чем они могут и должны обогащать друг друга».

Дисциплина во многом необычна. Во-первых, она является попыткой изложить современное естествознание как системно-иерархическую совокупность разных наук, связанных общей методологией, когда специфика отдельных областей - физики, химии, технологии - обусловлена развитием и реализацией общих идей в рамках исторически конкретной ситуации.

Во-вторых, составляющие естествознание науки излагаются не только как совокупность конкретных законов и понятий, но и в форме непрерывно развивающейся системы знаний. Описание способов получения знаний а динамике позволяет выявить тенденции и перспективы развития естественных наук.

В-третьих, система знаний о Природе и мире рассматривается и как деятельность людей по «производству знаний», т.е. затрагиваются проблемы эвристики, прогнозирования и оценки перспектив развития данной науки.

Названные особенности изложения обусловлены необходимостью объединения процессов обучения студента и воспитания будущего специалиста. На примерах развития естествознания слушатели должны усвоить методологию научного поиска и решения производственно-технических или хозяйственно-экономических задач.

2. Предметом изучения в курсе является современное естествознание как системная совокупность взаимосвязанных наук естественнонаучного (физика, химия, биология и др.) и технологического (энергетика, биотехнология, инфор

матика и др.) направлений, а также система методов, используемых в этих нау ках для углубления, получения и обновления знаний. следующих идей: -целостности и упорядоченности Природы - от атома до Космоса; -общности принципов функционирования природных сил и законов, определяющих условия проявления энергетических, вещественных и информационных взаимодействий;

-осознанной производительной деятельности человека, оценке ее последствий, т.е. анализ проблем, встающих перед людьми в связи с резкой интенсификацией их собственной техногенной активности. Дисциплина вводится для ознакомления студентов с важнейшим компонентом общей культуры - естествознанием - с целью сформировать у них целостный взгляд на окружающий мир. Это необходимо, поскольку рациональный, естественнонаучный метод все более проникает в гуманитарные сферы, формируя сознание общества, сам, в свою очередь, обогащаясь «образностью» художественной гуманитарной культуры.

Курс не является простым объединением физики, химии, биологии и экологии, а представляет собой продукт междисциплинарного синтеза на основе комплексного, историко-философского и культурологического подходов. Эффективное освоение его возможно лишь на основе применения новой парадигмы культуры - эволюционно-синергетической, способной объединить фундаментальные законы естествознания, философии и эволюционной теории (синергетики). Задачи курса можно изложить следующим образом: 1. Обеспечить необходимый минимум предметных знаний о строении и развитии неорганической и органической природы, их взаимосвязи; привить студентам навыки рационально-логического мышления, опирающегося на методологию естественных наук.

3. Сформировать у студентов целостную картину окружающего мира, указать место в ней самого Человека и создаваемого им техногенного общества; заложить основы естественнонаучной культуры и технологической грамотности, указать ориентиры в современной научно-технической ситуации.

4. Раскрыть значение исторических н социокультурных факторов в процессе эволюции естествознания и промышленности, акцентируя роль революционных сдвигов в науках при смене концептуальных систем (парадигм), как этапных моментов развития.

5. Раскрыть значение естествознания как фундамента современной цивилизации и культуры, как закономерного этапа логико-исторического развития паук о Природе и творческо-созидательной деятельности человека и общества.

Скачать файлы

Похожие документы