Шпаргалка «Экзаменационная» по Концепциям современного естествознания (Тронева М. А.)

Кирилл Николоев сб, 09.04.2016 15:46

1 Предмет и задачи курса КСЕ. Концепции (смысл, определение): -определенный способ понимания -основная точка зрения -ведущий замысел. Современное естествознание- совокупность наук о природе. КСЕ – дисциплина, включающая в себя совокупность господствующих точек зрения на основные вопросы естествознания, на его методологию и логику развития.

Основные проблемы КСЕ: -методология естественнонаучного познания; -логика развития естествознания; -современная естественнонаучная картина мира; -структурные уровни организации материи (микро-,макро-,мегамиры); -особенности биологического уровня организации материи; -естественнонаучные проблемы человека.

Цель и задачи: -показать панораму современного естествознания; -выработать свой взгляд на мир; -противостоять влиянию анти-, лженауки. 2 Место естествознания в обществе.Естественнонаучная и гуманитарная культуры.

Культура (culture-возделывание почвы)- все то, что создано человеком, т.е. сотворенная человеком «вторая природа». Виды культуры: 1. гуманитарная – возникает главным образом на базе гуманитарных наук. Способ мышления и поведения, опирающийся на гуманитарные науки (эмоции, эстетика, внушение); 2. естественнонаучная – является результатом достижения естественных наук. Способ мышления индивида, опирающийся на естествознание, на факт.

Факторы деления на виды культуры: образование, физиология, наследственность. Специфика естественнонаучных и гуманитарных наук (отличия):1. по функциям: Естественные науки (е.н.) объясняют мир на основе законов. Гуманитарные (г.н.) – интерпретируют. Объяснить в науке – показать причину того или иного явления. 2. По выводам: -е.н. претендуют на однозначность выводов, заключений. -г.н. – носят многозначный характер. 3. По методу: -е.н. опираются на точные, объективные методы, строго установленные факты. -г.н. индивидуализированный метод, исходят из уникальности явления. 4. По отношению к ценностям: -е.н. – не учитывают практическую идеологию людей. -г.н. – тесно связаны с ценностями. 5. По количественно-качественным оценкам : -е.н. – больше количественные оценки. -г.н. – качественные. 6. По отношению к истине:

-е.н. предполагают проверку на истинность. -г.н. не предполагают такой оценки. Взаимосвязь гуманитарных и естественных наук: 1. Влияние естественных наук на гуманитарные. -развитие естествознания создает новые концепции;

-естествознание создает новые средства и новую реальность для художественного творчества; -естествознание влияет на тематику гуманитарных дисциплин. 2. Влияние гуманитарных наук на естественные (писатели-фантасты).

3 Дополнительности принцип (или дополнительный способ описания) – методологический принцип, выдвинутый Бором в связи с интерпретацией квантовой механики. В обобщенном виде его можно сформулировать так: для

воспроизведения целостности явления на определенном, «промежуточном» этапе его познания необходимо применять взаимоисключающие и взаимоограничивающие друг друга, «дополнительные» классы понятий, к-рые

могут использоваться обособленно в зависимости от особых (экспериментальных и др.) условий, но только взятые вместе исчерпывают всю поддающуюся определению информацию. Посредством Д. п. Бор надеялся разрешить один из

«парадоксов» квантовой механики, к-рая показала недостаточность старых классических понятий и в то же время на ранних этапах не могла обойтись без них. Д. п. позволил выявить необходимость учета двойственной, корпускулярно-

волновой природы микроявлений, связи того или иного их определения о конкретными экспериментальными условиями. С помощью Д. п. устанавливалась эквивалентность (равнозначность) двух классов понятий, описывающих

противоречивые ситуации. Т. обр., в методологической концепции Бора нашли отражение элементы диалектического мышления. В работах ряда сторонников т. наз. копенгагенской школы П. Иордана, Франка и др., разделявших крайне

позитивистские взгляды, Д. п. использовался для защиты идеалистических и метафизических воззрений. Необходимость применения «дополнительных» понятий выводилась не из объективной природы микрообъектов, а из

особенностей познавательного процесса, связывалась с произволом наблюдателя. В марксистской философии последних лет предпринимаются попытки диалектике материалистической интерпретации Д. п. 4.Нау́ка — особый вид человеческой познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний об окружающем мире. Основой этой деятельности является сбор фактов, их систематизация, критический анализ и на этой базе синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи, и как следствие — прогнозировать.

Скачать файлы

Похожие документы