Шпаргалка «Экзаменационная» по Концепциям современного естествознания (Белкова Ю. А.)

Кирилл Николоев сб, 02.04.2016 18:38

1. Проблема двух культур. Объекты изучения и научные методы в естествознании и социально – гуманитарной области. В 1959 году английский писатель и ученый Чарльз Перси Сноу прочитал лекцию «Две культуры и научная революция». Главная мысль – между традиционной гуманитарной культурой Европы и новой научной культурой растет катастрофический взрыв (проблема двух культур).

К настоящему времени сформировались 2 обширные области познания, которые различаются по объекту изучения: 1-естествознания, объектом изучения которого стали все формы живой и неживой природы 2-гуманитарные и социологические науки, объектом которых являются человеческое сознание, творчество, общественные процессы и их развитие, а также системы, созданные человеком (языки, право, религия и пр.)

В результате различия объектов познания науки выработали собственные методы. Научный метод в естествознании: -стремление к четкости и однозначности понятий -наблюдательная и экспериментальная основа научных познаний

-инструментальные метода получения информации -стремление к математическим методам обработки информации -логическая основа и хорошо отработанная методика построения теорий -редукционизм (способ объяснять сложные явления простым путем)

-стремление к концептуальному единству теоретического описания природы Для гуманитарного знания: -целостный подход к рассматриваемым явлениям (синтез – антипод редукционизма) -вынужденно приблизительный характер информации об изучаемых объектах

-интерпретация – личностная позиция исследователя по отношению к изучаемому явлению -интуиция (угадывание результата) 2. Концепции естествознания и научная картина мира. Научные революции. Это фундаментальные научные идеи. Концепция - единый определяющий замысел. Все теории природного мира образуют единую научную картину мира. Научная картина мира – это целостная система представлений об общих законах устройства мироздания. Смена научной картины мира – научная революция. Научная революция революция – это смена парадигмы (это особый способ организации научного знания). Революций в истории было несколько:

-первая научная революция (6-4 до нэ) – аристотелевская революция. Наука становится системой знаний. Аристотель создал формальную логику (учение о док-ве), отделил физику от философии, создал канон организации научного исследования. Геоцентрическая картина мира.

-вторая научная революция (ньютоновская) – замена геоцентрической модели мира на гелиоцентрическую. Классическое естествознание (в природе нет случайностей - все закономерно) -в начале 20 века третья (эйнштейновская) глобальная научная революция. Она связана с теорией относительности и квантовой механикой. Так родилось неклассическое ест-ние(случайность-это фундаментальный закон природы).Новый подход - у Вселенной нет центра.

-в 70е годы 20 в возникла и начала развиваться синергетика-это стало началом четвертой революции и переходом к постнеклассическому естествознанию. + кибернетика (наша картина мира) 3. Структурные уровни материи. Панорама современного естествознания.

Наука выделяет структурные уровни материи, на каждом из которых собраны природные объекты, близкие по своим свойствам (ядра атомов, атомы, молекулы, планеты, галактики, звезды). Всю совокупность природных объектов можно условно разделить на микро-, макро- и мегамир.

Макромир – мир непосредственно окружающих нас объектов. Наиболее доступен для изучения, объект классического естествознания. Микромир – объект изучения квантовой физики (молекулы, атомы, ядра) Мегамир – очень большие объекты, от планет до Вселенной. Изучается астрономией, астрофизикой, космологией.

4.История естествознания. Накопление рациональных знаний в древности. Становление науки. Натурфилософия. Уже первобытный человек постепенно накапливал знания об окружающей среде: географические знания (ландшафт, карты, астрономия), знания о животных и растениях, медицина, химические знания (лекарства, яды, косметика), астрономия (календарь,время), математика (торговля, земледелие, строительство). Первая форма, в которую оформились все эти знания – натурфилософия, которая содержала много фантастического. Натурфилософия пыталась объяснить все происходящее в мире, стремилась заменить собой отсутствующие науки (биологию, геологию).

5. Античная наука. Школа Аристотеля. Учение о материи и движении. Наука возникла в древней Греции (6-4 в до нэ). Под наукой понимается не просто совокупность отрывочных знаний, а система, которая явлется результатом деятельности людей, научного сообщества. Для античной науки характерно: идея о материи, принцип монизма (об основе мира), идея об атомическом строении вещества, идея о всеобщей причинности, идея о множественности миров.

Скачать файлы

Похожие документы