Шпаргалка «Экзаменационная» по Истории России (Боброва В. Д.)

Кирилл Николоев вс, 20.03.2016 20:54

Билет №1 1.Эволюция политической власти в России в XIX-начале XX века. В 1801 г. при Александре I был учрежден Непременный постоянный совет из 12 сановников для рассмотрения законопроектов и обсуждения важнейших дел по управлению государством, но фактически этот совет не работал. В июне этого же года начал свою дея-ть Негласный комитет.В него входили представители аристократической молодежи. Из задуманной программы Комитета была реализована министерская реформа.Устаревшие коллегии,которые с петровских времен являлись главными органами исполнительной власти, были заменены министерствами.Было учреждено 8 мин-в.В 1807 г. Сперанскому было поручено подготовить общий проект гос-ых преобразований. Из всех проектов предложенных Сперанским в 1810 г. был учрежден лишь Гос-ый совет, как совещательный орган при императоре, а также увеличено число министерств с 8 до 11. Государственный совет делился на 4 департамента. Общее собрание состояло из министров и членов всех департаментов, председательствовал сам император.Высшим административным органом страны в первой пол. 19 в. стал Комитет министров, учрежденный в 1802 г. Одно из центр.мест в системе гос-ых учреждений занимал Сенат. По указу 1805 г. Сенат делился на 9 департаментов. 2-8 департаменты были высшими апелляционными инстанциями для гражданских и уголовных дел. Ведущее место в Сенате занимал 1 департамент. Он ведал обнародованием законов, через него проходили дела о наградах и определении чиновников к должности, он руководил рекрутскими наборами и проводил ревизии крепостных душ.Министерская реформа 1810-11 гг. поставила губернаторов в двойственное положение.С одной стороны они назначались царем, а с другой - являлись чиновниками Мин-ва иностр.дел и подчинялись министру. Губернское правление - исполнительный орган при губернаторе - оставалось подчиненным Сенату.Вновь встала проблема конституционного ограничения самодержавия. Были составлены проекты манифестов, конституции - но ни манифесты, ни конституция, текст которых был готов к 1820 г., так и никогда не были обнародованы. Николай I, вступивший на престол в 1825 г., продолжая политику Александра I, стоял на страже наследственной монархической власти.Собст-ая канцелярия превратилась в важное правительственное учреждение и была разделена на шесть отделений: 1)составляло личную канцелярию государства; 2)производило кодификацию российского законодательства;3)ведало политической полицией;4) управляло благотворительными и образовательными учреждениями;5)управляло гос-ым имуществом и казенными крестьянами; 6)занималось созданием управления Закавказьем.Вторая попытка разработки проекта конституции была предпринята в 1863 г.Ноэтотпроекттакженебылреализован. 20 февраля 1906 г. был издан акт О переустройстве Гос-го совета, в соответствии с которым Госсовет был поставлен над Думой в качестве второй верхней палаты. Император был главой гос-ой и исп-ой власти. Он назначал всех важных чиновников госаппарата, имел право издавать в порядке управления указы и повеления.От его имени действовали суды.Ему принадлежало право помилования и амнистии.После освобождения крестьян возникла необходимость в создании всесословных органов для управления местными делами. 1 января 1864 г. было издано Положение о губернских и уездных земских учреждениях, вводившее всесословные выборные органы местного самоуправления - земства. Они избирались всеми сословиями на трехлетний срок и состояли из распорядительных органов (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ).Земства были лишены каких-либо политических функций, и по закону сфера дея-ти земств ограничивалась исключительно вопросами местного значения.Земства не обладали исполнительной властью, поэтому для проведения своих постановлений они обращались за помощью и содействием к местной полиции.16 июня 1870 г. было издано новое Городовое положение, по которому вводилось городское выборное самоуправление - городские думы, избираемые на 4 года. Право избираться имели только жители, обладающие определенным имущественным цензом.В компетенции городского самоуправления были вопросы благоустройства городов, устройство рынков и базаров, попечение о торговле и промышленности и др.Вводился всесословный гласный суд с участием присяжных заседателей, адвокатурой и состязательностью сторон. Учреждались две судебные инстанции - окружной суд и судебная палата. Для разбора мелких проступков и гражданских дел в уездах и городах вводился мировой суд. Судебные уставы 1864 г. вводили институт присяжных поверенных - адвокатуру, а также институт судебных следователей.Председатели и члены окружных судов и судебных палат утверждались императором, а мировые судьи - Сенатом. После этого по закону они не могли быть уволены или отстранены от должности в административном порядке, а лишь в случае привлечения их к уголовной ответственности.В 1861-1874 гг. была проведена серия военных реформ. Реорганизуется система военного управления. Страна разделена на 15 военных округов.

Скачать файлы

Похожие документы