Шпаргалка «Экзаменационная» по Философии (Сухарев Ю. Н.)

Кирилл Николоев вт, 05.04.2016 21:52

№ Вопрос Ответ 1 Предмет и происхождение философии. Виды мировоззрения. Философия (с греч) – любовь к мудрости. Считалось, что человечество несовершенно, знания – сила. Сенкритическое единство – неразрывное, это мифология. Математика была основным элементом знания.

Устная традиция. Письменная традиция долго не допускалась. Первые записи – веды. Было противостояние устной и письменной традиций. Первые познания люди фиксировали на глиняных табличках. Мифология как фундамент знания. Отделилось научное знание – математика, медицина, астрономия.

Философия продлевается до Канта. Кант присоединяет к жизни космос. Виды мировоззрения. - религиозное (базируется на вере) - научное (на проверяемых знаниях) - империки (муравьи, всё тащат, собирают все факты, не могут объяснить мир в целом, не поднимаются до теории)

- теоретики (Карл Маркс) - художественное (базируется на образах. Чувства, эмоции, ощущения как фундамент. На него влияет художественно-технический прогресс) - обыденное (вкраплениями присутствует у каждого, связано с бытом)

Философские проблемы – нерешаемые. (Из чего всё произошло?) Философия, в отличии от религии, связана с разумом. Способность к философии есть особенность абстрактного мышления. Размышления о сущем. Философия связана с умозрением. Она начинается с рационального размышления о первичном начале.

Философия – наука о наиболее общих законах развития природы, человека и общества. Философия – любовь к мудрости. 2 Структура философского знания. Проблемы антропологии. Структура философского знания.

1.Онтология – учение о бытии, о сущем, бытие или сущее. Основной вопрос философии – из чего всё произошло? Философы: - идеалисты (Платон, Гегель) Считали, что в основе мира находится некая идеальная сущность. Это близко к религии. У П в основе мира прекрасная идея блага, у Г – абсолютная идея.

идеализм (+3 б) - объективный (когда не зависит от человека), Гегель с его идеей, объективный – не зависящий от субъекта. Наука – сфера объективного. - субъективный (связанный с субъектом) Искусство – сфера субъективного. Субъективность связана с творчеством. «Мир рождается и умирает вместе со мной».

- материалисты (Аристотель) - стихийный материализм (вода, огонь…) - вульгарный материализм (19в, мышление) Идеальные процессы не имеют идеальной специфики. материализм (+3 б) - вульгарный (материя как род энергии. Материя – это прежде всего вещество)

- классический (марксизм) в основе мира – материя, материальное образование. Сознание – продукт развития материи на высшей стадии её существования. Сознание – вторично. Высшая стадия существования это мозг. Экономически всё объяснить нельзя.

2. Гносеология – теория познания. 1-я познавательная способность человека: ощущения, чувства. (в сенсуализме) - сенсуализм, Англия (разум – инструмент, он обслуживает нравственные чувства. Ф. Бэкон) - рационализм, Франция (Р.Декарт. Спиноза – крайний р. Всё с помощью разума и понятий. Априорные – доопытные данные. Апосториорные – данные, полученные в рез-те эксперимента, опыта. В эпохе Просвещения эта сторона усиливается. Всё с помощью разума.)

- логика (наука о правильном рассуждении) Философия Канта снимает противоречия между рационализмом и сенсуализмом. Наука – чистому разуму. Трансцидентальная теория. 3. Антропология – теория познания человека, человеческого общества.

- социальная философия (как чел живёт в обществе) - этика, связана с соц. философией (добро, зло, совесть, мораль…) - эстетика (философия искусства. Наука о прекрасном и родственных ему явлениях в действительности. Взаимодействие искусства и религии)

Жёсткой границы между этикой и эстетикой нет. - психология, связана с эстетикой и соц. философией. Сейчас философия текстоцентрична. Всё рассматривается как знаковая система. Всё многомерно. 3 Идеализм и материализм в философии. См. 2 вопрос

4 Проблема смысла жизни как основной вопрос в различных философских системах. Древний Египет (Восток). Предельно развит погребальный культ. Обычай мумификаций. Человек имел несколько сущностей: тело, 2 души. После смерти судья взвешивал сердце души. Скептицизм, пессимизм. Тезис о существовании загробного мира. Похвала смерти.

Вавилон. Бессмертие человека – в его творчестве. Бессмертна только человеческая мысль. Древний Китай (Восток). Книга Перемен (И-Цзин) – суть жизни перемен. Все перемены связаны с жёсткими константами (4 времени года). Деление на Ян и Инь (происходят из хаоса). Весь мир как бесконечный ряд оппозиций. Это Ян (свет – тьма, небо – земля, твёрдое – мягкое). Согласование противоположностей. Человек не имеет собственного знака, так как быстро уходит.

Скачать файлы

Похожие документы