Шпаргалка «Экзаменационная» по Философии (Кореньков И. В.)

Кирилл Николоев сб, 09.04.2016 16:11

Материализм и идеализм в Древнегреч. Ф и Древнем Риме Философия (любовь к мудрости) возникла в 1-м тыс. до н.э. в странах др. Востока (Индия, Китай, Египет), а затем уже в Др. Греции и Риме. В этих странах Ф является идеологией класса рабовладельцев, а противоречия между М и И отражают противоречия между демократическими и аристократическими группами рабовладельцев. 1-й этап – ранняя классика (7-5 вв. до н.э). Первые М учения возникли в Милете, крупнейшем городе Др.Гр. Представителями милетской школы были Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Они признавали все природные явления материальными и видели их основу в естественном начале: Ф – вода; А – беспредельную, неопределенную материю апейрон (частица); А – воздух. Все изменения в природе объясняются вечным движением материальных начал, их бесконечным превращением. Боги не принимают участия в возникновении, развитии и уничтожении мира. Дальнейшее развитие М Ф получила в учение Гераклита Эфесского. Мир не создан Богом, но всегда существовал и будет существовать. В его основе лежит единое начало - огонь. Все в мира развивается благодаря возгоранию и угасанию огня Возникает стихийно-диалектич. подход к действительности – все изменяется, движется. Против М взглядов в рамках Мил. школы выступали пифагорейцы, Пифагор, проповедующие И идеи. В основе мира лежит число. Мир – это гармоническая система чисел и их отношения. Сторонниками религиозного учения о бессмертии души и о переселении души в тела людей и животных. Позже в 6-5 вв. до н.э. центром Ф стала Элея. Представители Элейской школы – Парменид, Зенон. Появляется категория бытия и ставится вопрос о соотношении бытия и мышления. Бытие можно познать только разумом, чувствам же бытие недоступно. Утверждается тождество бытия и мышления. Результат мышления – знания. Бытие неизменно, неподвижно. Возникает первая школа метафизики. В 5 в. до н.э. возникает новая форма М – атомистический М. Представители Левкипп, Демокрит. Мира состоит из атомов - простая, неделимая, находящаяся в постоянном движении частица и пустоты. Душа тоже состоит из атомов, но более мелких и тонких. 2-й этап – высокая классика (5-2вв.до н.э.). Появление софистов – платные учителя мудрости, обучали красноречию и умению вести спор. Создали науку о слове, заложили основу логики. Их внимание перенесено с проблем Космоса и природы на проблемы человека, общества, знания. Истина у каждого своя, как кажется так оно и есть. Софисты подвергались критике Софистика – мнимая мудрость, а не действительная. Наиболее страстным критиком стал Сократ, который со своим учеником Платоном были наиболее крупными идеалистами Др.Гр., создавшие систему объективного идеализма. Природа – внешний мир – непознаваем, а познать можно только душу человека. Источником истинных знаний является сам человек, т.к. душа человека переходя из одного тела в другое, накапливает опыт, который может быть использован в дальнейшей жизни. Дал классификацию формам правления, на первое место ставил аристократию. Основной принцип познай себя сам. Его ученик Платон создал учение об идеях: мир идей первичен, мир вещей вторичен. Выступал как диалектик – идеи находятся в постоянном движении и развитии. Создал учение об идеальном государстве, которым должны управлять мудрецы – философы. Утопия. Аристотель отказался от объективного идеализма и приближался к материализму. Мир материален и постоянно находится в движении, но материя неподвижна. Форма придает материи смысл и содержание. Форма всех форм – Бог. Впервые создал логику как науку о законах мышления. 3-й этап – поздняя классика (5-1вв. до н.э.). Возникает эллинистическая Ф материализма: течения:1) Родоначальником скептицизма стал Пиррон. Создал истинную философскую систему невозможно, т.к. знания относительны (скептис- сомнения); 2) Эпикуреизм (Эпикур). Сторонник атомизма. Мир материален, развивается по определенным законам и все в нем предсказуемо. Главная задача Ф – создание этики – учения о поведении человека, приводящем к счастью, цель жизни – наслаждения. Стоицизм (Марк Аврелий, Антоний, Сенека). Человек в существующем мире полностью зависит от судьбы. Его задача – выработать систему поведения и нравственности, которая будет определять достойную жизнь человека. На развитие древнерим. Ф оказали большое влияние взгляды философов Др.Гр. Лукреций Кар поддерживал атомистический материализм Эпикура (эпикуреизм). Цель Ф защита человека от страха, который возникает т.к. человек не знает своего положения в мире. Страх может быть побежден просвещение, знанием, Ф, которая покажет, что боги не могут вмешиваться в жизнь человека и загробной жизни не существует. Философом–идеалистом был Плотин – основатель школы неоплатонизма. Придал стройность Ф системе Платона. Окружающий мир – это движение от первоначального божест. бытия через ряд звеньев (ум, мировая душа, души отдельных людей) до небытия или материи, а также обратное движение человеческой души к Богу. Разум побуждает человека к самоорганизации и достижению совершенства.

Скачать файлы

Похожие документы