Шпаргалка «Экзаменационная» по Философии (Казарян А. Т.)

Кирилл Николоев пт, 15.04.2016 21:05

1. Учение Гераклита о Логосе. Книга «Пайдея», «О природе». Плачущий философ. «Всё течет, всё изменяется». Логос – божественное слово, мысль. Она управляет миром. Обнаруживается и в душе человека. Мало людей соответствует Логосу.

Мир Гераклита ограничен. Бог – свет. Огонь = свет. Мир кончается в огне. Циклическое развитие. Гераклит, считал, что логос – то, что присуще всем и всему, то, что всем и через все управляет. Видимо, это одна из первых формулировок, где

идея первоначала смыкается с едва забрезжившей на философском горизонте идеей всеобщего закона, управляющим сущим. Из лекций: Все изменяется. Логос правит всем сущим. Логос сокрыт от большинства людей. Чаще всего они о логосе слыхом не

слыхивали. Но если им о нем и поведать, рассказать, то вряд ли они сразу поймут, что это такое. Парадокс, однако, заключается в том, что с логосом, управляющим всеми вещами, люди постоянно соприкасаются, но «с чем они в самом деле непрестанном общении… с тем они в разладе» (свидетельство Марка Аврелия – 4:191).

Опыт предшествующей философии доказывал, что первоначально нельзя отождествлять ни с какой отдельной вещью, ни с какой-то определенной материальной стихией. Философ Гераклит изображает логос как то, познание чего требует

совершенно особых усилий и предполагает изменение обыденных установок сознания. Логос – «слово», «речь» самой вечной природы. Есть переводы Логоса, как речи, слова… Но: цитата: «Гераклит [учит], что вечный круговращающийся огонь [есть бог], судьба же – логос [разум], созидающий сущее из противоположных стремлений».

Логос – разум, а не слово или речь, это важно запомнить. Еще цитата: «Но хотя логос присущ всем, большинство живет так, словно [каждый] имеет свое особое разумение». Именно стихийность разума и его общность рассматриваются Гераклитом. Один общий разум, как один огонь – это часть стихии огня.

Гераклита интересует, что такое человеческая душа, а иными словами, что такое человеческие мысли, страсти, волнения. И кстати, огонь как первоначало для Гераклита приемлем еще и потому, что ему кажется: душу

можно уподобить огню. Человеческая душа, полагает Гераклит, это какой-то невидимый динамический огонь. Уподобление души огню толкает Гераклита к одушевлению природы. Он и говорит: «Мы эту душу (т.е. огонь) в вещах не видим». Но во всех вещах есть огонь, он – всеобщее первоначало, а одновременно и душа мира, душа вещей. В человеческом же теле душа принимает вид страсти, размышления, мысли, страдания и т.д.

2. Философия Пифагора. Основал пифагорейский союз. Число – начало вещей, сущность, принципы, причины. Вещи существуют по подражанию числам. Число имеет характер первоначал. Единица – выражение божественной сущности.

Бог – безусловное начало, как и единица, т.е. свободное. Оно само определяет ход жизни. Реальность соответствует числу. Число конструирует мир. Мир описывается числом. Божественный порядок отличается от земного.

Для пифагорейцев планеты – боги, которые в своем движении выражают божественный порядок. Связь с геометрией: единица – точка, двойка – линия, тройка – плоскость. Треугольник – первоисточник рождения и сотворения различных видов вещей. Квадрат – образ божественной природы, символ высокого достоинства, т.к.прямые углы придают целостность, а количество сторон способно устоять перед силой.

Священное число 36: = 1+2+3, где 1 – без него не обходится ни одного числа, бытие+мир; 2 – противоположности (добро/зло, черное/белое); 3 – совершенное число (у него есть начало, середина, конец). Также, 36 = 1+2+3+4+5+6+7+8.

3. Учение Парменида о бытии. Бытие, как оно существует по истине, Парменид представлял в виде огромного сплошного шара, неподвижно покоящегося в центре мира. Мир – сплошная масса вещества, шаровидное тело. Мир един. В нем нет и не может быть никакого множества отдельных вещей.

Мысль и предмет всегда одно и то же. Мысль всегда бытие. Существует одно только бытие. Картина мира, внушаемая нам чувствами, не истинная, иллюзорная. Основная характеристика бытия – неподвижность, неизменность, отсутствие в нем какого бы то ни было генезиса: рождения и уничтожения.

«Есть бытие, а небытие не есть». Бытию можно приписать существование, а небытию – нет. Закон логики. Место есть условие движения. Место – небытие, пространство, пустота. Пространство – место для бытия.

Парменид утверждает, что нет не заполненного пространства, нет пространства, отделенного от вещества. Доказывал, что существует только вечное и неизменное Бытие, тождественное мысли. Основные его тезисы таковы:

1. Помимо Бытия нет ничего. Также и мышление есть Бытие, ибо нельзя мыслить ни о чём. 2. Бытие никем и ничем не порождено, иначе пришлось бы признать, что оно произошло из Небытия, но Небытия нет. 3. Бытие не подвержено порче и гибели, иначе оно превратилось бы в Небытие, но Небытия не существует.

Скачать файлы

Похожие документы