Шпаргалка «Экзаменационная» по Философии (Казарян А. Т.)

Кирилл Николоев ср, 06.04.2016 19:50

1. ЭТИКА КАНТА Этическая концепция Канта наиболее подробно рассмотрена в «Критике практического разума», где он рассматривает два вопроса: «что я должен делать?» и «на что я смею надеяться?». Моральные поступки человека, который способен содействовать благу и не содействовать злу, определяются его практическими принципами – т.е. теми ценностями, которые он сам создает и устанавливает для себя как закон. Этика Канта основана на принципе «как если бы»: Бога и свободу невозможно доказать, но надо жить как если бы они были. Практический разум — это совесть, руководящая нашими поступками посредством максим (ситуативные мотивы) и императивов (общезначимые правила). Кант выделяет два вида императива. Гипотетический императив – это навыки достижения цели. Он связан в основном с соображениями благоразумия. Например, человек, который хочет добиться чего-либо, будет использовать вежливость в качестве инструмента. Категорический императив Кант формулирует следующим образом: поступай так, чтобы человечество в твоем лице и в лице всякого другого всегда рассматривалось как цель и никогда только как средство (другая формулировка: «поступай всегда так, чтобы максима (принцип) твоего поведения могла стать всеобщим законом (поступай так, как ты бы мог пожелать, чтобы поступали все)». В этическом учении человек рассматривается как явление или как вещь-в-себе. Поведение первого детерминировано внешними факторами и подчиняется гипотетическому императиву; второго — категорическому императиву — высшему моральному принципу. Возникает две тенденции: стремление к счастью и стремление к добродетели. Эти стремления могут противоречить друг другу и возникает «антиномия практического разума». В области морали Кант проводит различие между автономностью и гетерономностью. В первом случае человек руководится внутренними установками, во втором – моральные поступки имеют внешнее обоснование (например, религиозные заповеди). Кант отдает предпочтение автономному обоснованию морали.

2. УЧЕНИЕ ГЕГЕЛЯ ОБ АБСОЛЮТНОЙ ИДЕЕ Согласно Гегелю («Энциклопедия философских наук»), в основе всех общественных и природных явлений лежит абсолют, духовное и разумное начало, субстанция всего существующего – абсолютная идея. Развитие абсолютной идеи включает три этапа. Первый этап – логический (ему посвящена «Наука логики») – абсолютная идея пребывает в стихии чистого мышления, в сфере «доприродного» бытия, и предстает как система категорий и понятий логики. Логический процесс развития завершает понятием «абсолютной идеи». Первоначально идея отчуждает свое бытие, сообщает ему движение и делает его содержательным, а затем обнаруживает себя как сущность (понятие). Только на последнем этапе развития идея предстает как совокупность многочисленных логических определений, и с их помощью можно охарактеризовать мир как целостность. Второй этап развития абсолютной идеи («Философия природы») рассматривается как воплощение ее в природе как своем «инобытии». Природа – это внешнее проявление саморазвития, характеризующего логические категории, то есть Гегель считал, что развивается не природа, которая не способна к историческому развитию, а логические категории. В «Философии природы» рассматриваются: механика (понятия пространства, времени, движения и пр.), физика (свет, звук, теплота) и органика (геология, растительные и животные организмы) - как формы отчужденного бытия идеи. На третьем (высшем) этапе («Философия духа») абсолютная идея достигает состояния «абсолютного духа», и осуществляется их синтез: абсолютная идея развивается одновременно и в мышлении, и в истории. Завершение развития абсолютной идеи проявляется в формировании религии, искусства и философии. На третьем этапе абсолютная идея покидает природу и возвращается к самой себе в виде «духа», таким образом, преодолевая свое отчуждение в природе. Дух понимается как самосознание человечества, которое развивается в рамках всемирной истории. Развитие духа понимается как «самоосвобождение» от всех несоответствующих его понятию форм наличного бытия и его преобразование в особую действительность, которая полностью соответствует понятию духа. Гегель выделяет три этапа развития духа: 1) «субъективный дух» - отношение духа к самому себе (соотносится со сферой сознания людей в его природной и социальной обусловленности); 2) «объективный дух» - порождаемый духом мир, в котором свобода есть наличная необходимость (охватывает общественное бытие человечества – развитие объективного духа завершается всемирной историей); 3) «абсолютный дух» как мировоззренческие формы общественного сознания (проходит три стадии развития – искусство, религию, философию).

Скачать файлы

Похожие документы