Шпаргалка «Экзаменационная» по Философии (Казарян А. Т.)

Кирилл Николоев сб, 02.04.2016 20:27

1. Учение Гераклита о Логосе. 2. Философия Пифагора. 3. Учение Парменида о бытии. 4. Апории Зенона 5. Этика Сократа. Учение о благе и добродетели. 6. Учение Платона об идеях. 7. Учение Платона о знании.

8. Учение Платона о душе. 9. Учение Платона о государстве. 10. Учение Аристотеля о четырех «причинах». 11. Этическое учение Аристотеля. 12. Учение Аристотеля о душе. 13. Учение Аристотеля о познании.

14. Учение Аристотеля о государстве. 15. Учение Плотина о Едином, Уме и Душе. 16. Учение Августина Блаженного о «двух Градах». 17. Проблема «универсалий» в философии средних веков. 18. Учение Декарта о «сомнении».

19. Доказательства бытия Бога по Декарту. 20. Учение Спинозы о субстанции, Боге, природе вещей, атрибутах и модусах. 21. Учение Лейбница о «монадах». 22. Учение Канта о пространстве и времени. 23. Учение Канта о рассудке. Категории.

24. Учение Канта о разуме. Антиномии разума. 25. «Вещи в себе» и «вещи для нас» Канта 26. Этика Канта 27. Учение Гегеля об Абсолютной идее. 28. Философия духа Гегеля. 29. Философия истории Гегеля. 30. Общая характеристика логики Гегеля.

31. Учение Фейербаха о человеке и религии. 32. Учение о воле в философии Шопенгауэра. 33. Атеизм Маркса и его учение о бытии и сознании. 34. Философия истории Маркс 35. Учение Ницше о «воле к власти» и сверхчеловеке.

36. Учение Ницше о нигилизме. 37. Учение Шпенглера о культуре и цивилизации. 38. Общая характеристика философии экзистенциализма. 39. Общая характеристика и основные представители «западников» и «славянофилов» в русской философии.

40. Софиология и учение о Богочеловечестве В.Соловьева, свящ. Павла Флоренского и С.Н.Булгакова. 1. Учение Гераклита о Логосе. Идея логоса изображает логос как то, познание чего требует совершенно особых усилий и предполагает изменение обыденных установок сознания. Логос – “слово”, “речь” самой вечной Логос сокрыт от большинства людей. Но если им о нем и поведать, рассказать, то вряд ли они сразу поймут, что это такое. Парадокс, однако, заключается в том, что с логосом, управляющим всеми вещами, люди постоянно соприкасаются, но “с чем они в самом деле непрестанном общении… с тем они в разладе” Гераклит, считал, что логос – то, что присуще всем и всему, то, что всем и через все управляет. Видимо, это одна из первых формулировок, идеи всеобщего закона, управляющего сущим. принцип, который объединяет любое тело, в том числе и тело человека, и то, что с телом связано, но ему никак не тождественно, то, что античные мыслители назвали душой. Гераклита интересует, что такое человеческая душа, а иными словами, что такое человеческие мысли, страсти, волнения. И кстати, огонь как первоначало для Гераклита приемлем еще и потому, что ему кажется: душу можно уподобить огню. Человеческая душа, полагает Гераклит, это какой-то невидимый динамический огонь. Уподобление души огню толкает Гераклита к одушевлению природы. Он и говорит: “Мы эту душу (т.е. огонь) в вещах не видим”. Но во всех вещах есть огонь, он – всеобщее первоначало, а одновременно и душа мира, душа вещей. В человеческом же теле душа принимает вид страсти, размышления, мысли, страдания и т.д.Когда Гераклит рассуждает о “сухой” и “увлажненной” душе, то его философские определения перемежаются с нравственно-бытовыми сентенциями. Души, по мнению Гераклита, рождаются из влаги: “из влаги испаряются .Но оставаться влажными им не подобает. “Сухая душа – мудрейшая и наилучшая). А вот всегда влажная душа – это настоящее бедствие, что очевидно в случае такого порока, как пьянство “Когда взрослый муж напьется и пьян, его ведет [домой] безусый малый, а он сбивается с пути и не понимает, куда идет, то душа его влажна. Душа толкуется Гераклитом как первооснова человеческой жизни и познания. Пусть, например, глаза и уши даны всем зрячим и слышащим, но сколь по-разному они видят и слышат ! “

2. Философия Пифагора. Учение Пифагора известно нам лишь в пересказах древних философов. От самого Пифагора не дошло ни одной строки - по-видимому, он действительно ничего не писал. Непосредственные ученики Пифагора не оставили изложения его идей в отличие, скажем, от учеников Сократа. О Пифагоре говорят его современники Ксенофан и Гераклит Он поставил себе цель - найти путь ведущий к свету истины, то есть познать жизнь в единстве в Грецию, где основал школу, в г. Кротоне. Целью Пифагора было не только передать свое учение группе избранных учеников, но и применить эти учения к воспитанию юношества. В конце своей жизни Пифагор попытался провести реформу государственного устройства, идеал которого состоял в порядке и гармонии и был чужд олигархии. Таким образом, Пифагор стремился поставить во главе государства умных правителей, «опирающихся на высшее знание».

Скачать файлы

Похожие документы