Шпаргалка «Экзаменационная» по Философии (Казарян А. Т.)

Кирилл Николоев сб, 02.04.2016 16:29

Гераклит Эфесский (540-480гг. до н.э.). Принадлежал к царско-жреческому роду. Жил одиноко и бедно. О природе: о Вселенной, о гос-ве, о боге. У Г. мифологии больше, а научности меньше, чем у милетских философов. Его труды понять нелегко. Не возражает против существования богов, но не они создали мир. Мир вообще не создан никем. Объясн. грозы, молнии, гром, солнечн. свет естеств. образом (гром - столкновение ветров и туч).

Понятие о логосе (слове) - это не любое слово, а лишь разумное. Логос - закон всего сущего - универсальный закон. Все возникает по предопределению судьбы Логоса. Логос един и единствен, бесконечен и совершенен, существует вне времени и пространства. Г. употребляет термин логос как сущность всех вещей. Цель познания - познание логоса. Смысл - найти в себе логос.

Онтология Гераклида – Вечный огонь – бог – из него возникает мир чувственно постигаемых вещей. Предание формы вещам - дело Логоса. Истинная цена стабильности - смерть. Гибель с целью появления новой жизни. Все появляется из огня и в огне умирает. Рассматривает 3 варианта образования мира из огня: - из огня возникло море, море стало семенем мирообразования; - огонь - воздух - вода - земля; огонь - все живое; - смерть земли - рождение воды; -смерть воды рождение воздуха; -смерть воздуха - рождение огня; и обратно. Космос, возникший из огня, не вечен. Космос сгорает.

Душа - единство противоположностей. Чем больше в ней огня, тем душа лучше. Пути очищения души - музыка, усиленное обучение, обуздание страстей. Люди от природы равны, но они не равны фактически. Т.к. большинство живет не по логосу, а по своему разумению. Они во власти своих желаний. Но желания людей таковы, что людям не стало бы лучше от их исполнения.

Живое переходит в мертвое, и наоборот. Смерть - основа для новой жизни. Познание - сложный, тонкий процесс. Имея уши, можно не слышать, а чтобы слышать - нужно знать, что слушать. Пифагор (570-490 гг. до н.э.).

П. первый назвал себя философом. Пифагор из острова Самоса. Учился 22 года у египетских жрецов, в Вавилоне, в Индии. В своём «союзе» (уч.заведении): гимнастика, труд, вечером совместное купание, ужин, возлияния богам, общее чтение, перед сном - отчет о прожитом дне. В основе союза - учение о нравственных принципах поведения: победа над страстями, подчинение старшим, дружба и товарищество, подчинение Пифагору. Нравственная жизнь имеет целью возвести человека после ряда перевоплощений и переселений души обратно на небеса, к богам. Учение Пифагора, по сути, явл-ся мистическим, оккультным. Поэтому он не записывал его, а передавал своим адептам устно.

Число - основа всего сущего. Каждая цифра имеет определенное значение. 1-бог- она неделима, присуща всем, но сама в себе ничего не содержит. 2- качество делимости. 3- начало - середина - конец. Все в природе, в чем есть середина - троично. Весь космос должен сводиться к числу 10. 1+2+3+4(основн. числа) =10. Он представляет хор: каждая планета, двигаясь по эллипсу, воспроизводит звук определенной высоты, все вместе звучит как 10. П. верит в переселение душ: новорожденный ребенок имеет в себе душу родителей и передает ее своим детям. П. впервые употребил термин философия как любовь к мудрости. Начало мира: соединение огня, воды, земли, огня. - Соединение предельного (оформленной материи) и беспредельного(неоформл. мат.) - число 1 выступает началом, причиной мира, является тождеством целостности мира - 2 - понятие того, что имеет начало, середину, конец. - 10 - совершенство, божество.

По Пифагору сначала расплавленная земля была окружена атмосферой, которая превратилась в жидкость и появились моря. Зародыши жизни попали в море и на континенты, которые появились из воды. Новые виды появились, когда старые исчерпали себя. Человек - венец природы. Своеобразие людей определяется своеобразием душевного начала.

Парменид (540/520-450 гг. до н.э.). Существо метафизики Парменида выражается в лаконичном изречении: «hen ta panta» – «всё едино». Это прямая антитеза Гераклитовой универсальной формуле становления: «panta rei» – «все течет» (ни одна вещь ни на миг не остается одной и тою же, ее бытие непрерывно течет и меняется, словно воды реки, - учил Гераклит). Бытие единичных вещей граничит с своей противоположностью – с небытием, с ничто. Небытие, рождение и гибель, изменение вещей в пространстве и времени суть не более чем слова, лишенные истинного смысла (т.к. их создали люди).

Истинное бытие – абсолютно едино и единственно, бесконечно и совершенно, в нем нет никакого движения и нет течения времени, стираются все возможные различия между вещами. Словом, для разума всё суть одно и то же, учит Парменид.

Скачать файлы

Похожие документы