Шпаргалка «Экзаменационная» по Экономике (Андреева О. В.)

Кирилл Николоев вс, 10.04.2016 12:35

1. Предмет и функции экономической теории как науки. Экономика — это наука о том, как общество использует ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и распределяет их среди различных групп людей.

Разделы экономической теории: · микроэкономика; · макроэкономика; · мировая экономика. Экономическая теория — это наука, которая изучает экономическую жизнь общества и экономические отношения, складывающиеся между людьми в процессе экономической деятельности.

Предметом экономической теории является проблема рационального использования ограниченных ресурсов в целях удовлетворения возрастающих материальных потребностях человека. Экономическая теория выполняет следующие функции:

· теоретическая — выявляет сущность процесса, устанавливает экономические закономерности и законы, которые действуют в хозяйственной жизни, выявляет тенденции действия экономических процессов; · практическая — разрабатывает практические рекомендации, принципы и методы эффективного хозяйствования;

· методологическая — экономическая теория является базой для других экономических дисциплин; · социальная (познавательная) — расширяет горизонты познания, помогает формированию экономически грамотных специалистов.

2. Методы экономической теории. Метод исследования – путь познания экономической жизни. Какие же экономические методы в этом пути познания реальной экономической жизни использует экономическая теория?

1. Анализ и синтез. !Любая категория это явление или процесс! Проанализировать. Ручка шариковая - явление; как исследовать этот товар не как ручку, а как товар, потому что эта ручка произведена для чего? Не для того, чтобы пользовался только производитель, а для того, чтобы продать, чтобы пользовались ей другие люди, покупатели. Нужно товары совершенствовать, или другие заменяющие товары улучшенного качества производить, но мы исходим из данного товара. Что значит проанализировать это явление экономическое? Мы должны разобрать ее, расчленить на составные части. Изучить, что за материал, какая форма, какое оборудование использовалось для того, чтобы произвести эту часть, изучаем, анализируем.Что за металл, какая форма, специальное оборудование (пружина), не только свернуть, чтоб пружинила, чем покрыта от ржавчины, всё изучается. Изучили все части. Затем > если в первой части мы подвергали анализу, то во втором случае – синтезу, т.е. возвращаем в прежнее состояние, т.е. возвращаем в единое целое. Здесь речь идет о затратах труда, мы определяем, сколько затрачено на это, сколько на другую часть, на третью часть и т.д. В конечном итоге мы выясняем общие затраты труда, стоимость определяем каждой части, а затем суммируем общую стоимость определяем. Определили стоимость и затем определяем цену товара. Мы определяем индивидуальную цену производства. Даже если разные производители производят совершенно одинаковую такую ручку, но у всех товаропроизводителей затраты труда живого и прошлого будут разные. Потому что применяется различная рабочая сила, квалификация и оплачивается по-разному у разных товаропроизводителей.

Есть предприятия закупают разные составные части у разных товаропроизводителей, собирают машины, определяют цену, включая затраты на покупку всех этих составляющих – это оценка живого труда. 2. Метод научной абстракции

Все экономические понятия, как мы уже выяснили, это понятие явлений, процессов и т.д. – абстрактные (труд - абстрактное понятие, труд печатника - конкретное; не было бы этих категорий – не было бы экономики, вообще хозяйственной жизни, и жизни вообще).

Абстракция – это все категории экономические носят абстрактный характер (что такое кредит? экономическая теория определяет: кредит – это то-то и то-то; что такое труд, заработная плата, себестоимость, цена, производительная сила, производственные отношения и т.д. – с одной стороны теоретическое дается понятие, а с другой стороны все эти понятия наполняются конкретным содержанием. Цена – это понятие абстрактное, а цена данного стола - понятие конкретное. Т.е. абстракция, наполненная конкретикой.

3. Сочетание логического и исторического. Капитализм вырос из феодальной формации; можно изучать и логично и исторично. Можно заняться только историей, каким образом зародился капитализм в недрах феодализма, в чем это выразилось, первые ростки, в чем они состояли ростки капитализма, как росли, распространялись и т.д.; как капитализм развивался дальше – это исторический метод изучения.

Скачать файлы

Похожие документы