Лекция «Зарубежная европейская философская мысль» по Философии (Манеев И. В.)

Кирилл Николоев сб, 26.03.2016 11:19

Зарубежная философская мысль. Философия средневековой Европы В период формирования античной философии сложилась основная философская проблематика, обнаружились ее основные линии развития. Философия развивается как учение о бытии и человеке, носит космологический характер.

Представители древнеримской философии использовали в основном достижения древнегреческих мыслителей. В III в. н.э. философия, как и вся духовная жизнь римской империи, вступила в стадию кризиса. Характерной чертой философии этого периода является повсеместное влияние теоцентризма - то есть обращение к Богу, его сущности как первопричины и первоосновы мира. Особенно сильно это влияние было заметно в Европе и землях бывшей Римской империи - Византии, Передней Азии и Северной Африке. Именно в этот период возникает патристика - философские учения “отцов церкви”, призванные обосновать и защитить христианство. Наиболее ярким представителем патристики был епископ в Гиппоне (Северная Африка) Августин Аврелий (Блаженный) (354-430 гг.). Патристика явилась основой формирования собственно христианской философии и ее средневековой формы - схоластики, обоснование, защита и систематизация незыблемых религиозных догматов абстрактным, логическим путем. См. Схему

В XI веке развернулась борьба в самой схоластической философии между реализмом (“линия” Платона) (Подлинной реальностью обладают только общие понятия (универсалии) Августин Аврелий и Фома Аквинский, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире) и номинализмом Номинализм (“линия” Демокрита) (Подлинной реальностью являются вещи и предметы, а универсалии лишь их отражают и составляют содержание мышления) Пьер Абеляр и Иоанн Росцелин.

Классиком католической теологии и систематизатором схоластики считают Фому Аквинского (1225-1274 гг.). Его философия со второй половины XIX века становится основой неотомизма, который является одним из распространенных течений современной философской мысли. Она является связующим звеном между средневековым теоцентризмом и научно-философским мышлением Нового времени. Характерной чертой философии этого периода является ярко выраженный гуманизм. В целом философию Эпохи Возрождения можно охарактеризовать как антропоцентризм. Это означает, что центральной проблемой осмысления становится не Бог, а человек. Бог признается началом всех вещей, но человек является центром всего мира.

Поворот к антропоцентризму нельзя понимать упрощенно как утверждение человека главным объектом любого познания или как некое выражение материалистических воззрений. Суть в том, что гуманизм Ренессанса проявлялся в революционных идеях, обращенных на внутреннюю, земную “божественность” человека, в отказе от внешней “институциональной” истины божьей, в привлечении человека к жизненной активности, в утверждении веры человека в себя. Но и это новое, несомненно прогрессивное, будучи исторически обусловленным, могло проявиться лишь в той или иной форме, определяемой рамками религии. Реализация гуманизма предполагает освоение достижений культурного богатства прошлого, поэтому вновь пробуждается интерес к многоликому богатству древней философии. Вновь и по-новому открывается Платон, Аристотель, ряд других философов и школ античности.

Именно этой эпохе принадлежит появление социальных теорий: - централизованного государства - Н. Макиавелли, Ж. Боден. - естественного права - Г. Гроций - утопического социализма - Т. Мор, Т. Кампанелла.

Общие черты философии эпохи Возрождения: 1. Тесно связана с развитием естествознания. 2. Широко использовала античное культурное и философское наследие. 3. Имела художественные формы изложения философских взглядов.

4. Повернула характер решаемых философией проблем в сторону гуманизма и антропоцентризма. 5. Отрицала и критиковала схоластику. Философия Ренессанса подготовила фундамент бурного развития философской науки Нового времени.

Философия Нового времени. Особенности эпохи: - формирование науки в современном ее значении; - первые буржуазные революции и утверждение промышленности; - ослабление влияния церкви на развитие общества.

Главный девиз философии этого периода: не “наука для науки”, а расширение власти человека над природой, совершенствование самого человека. Философию эпохи Нового времени необходимо систематизировать прежде всего по гносеологическому основанию - на эмпиризм(от греческого “опыт”) Признание чувственного опыта главным источником знания. Содержание знания может быть представлено либо как описание опыта, либо как сведение знания к нему и рационализм” (от латинского “разумный”) Признает разум основой познания и поведения людей.

Наиболее значительной и научно развитой философией позднего Нового времени стала немецкая классическая философия. Немецкая классическая философия. Главная ее заслуга заключалась в том, что она создала теории познания и развития. Классиками немецкой философии являются И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель и Л. Фейербах.

Скачать файлы

Похожие документы