Лекция «Конкуренция и ее виды» по Экономике (Дроботенко М. И.)

Кирилл Николоев сб, 02.04.2016 20:45

Лекция шестнадцатая Конкуренция и ее виды. Конкуренция – это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. В экономической науке выделяют совершенную и несовершенную конкуренцию.

Совершенная конкуренция характеризуется следующими признаками:  Множественность продавцов и покупателей;  Однородность производимой продукции;  Отсутствие возможности покупателей и продавцов влиять на цены;

 Мобильность производственных ресурсов;  Абсолютное знание предпринимателями состояния рынка. Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. В условиях совершенной конкуренции каждый отдельный агент рыночной экономики при принятии решений исходит из задаваемых ему рыночных цен и не может влиять на ценообразование. Совершенная конкуренция предпоалагает полную мобилизацию производственных ресурсов. Каждый владелец такого ресурса выбирает выгодную для себя сферу приложения и не ограничен в этом выборе ничем, кроме конкуренции со стороны аналогичных ресурсов. Понятие совершенной конкуренции включает в себя также полную информированность всех без исключения участников производства об имеющихся хозяйственных возможностях.

Несовершенная конкуренция – это такая форма конкуренции, при которой лишь несколько крупных фирм производят основную массу определенного товара. Она проявляется в следующих формах: 1) монополия; 2) олигополия;

3) монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта. Монополия возникает тогда, когда отдельный производитель занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара. В реальной жизни практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала бы одна-единственная фирма – производитель товаров, не имеющих заменителей. А потому в использовании термина «моноплия» и тем более «чистая монополия» присутствует известная доля условности. Чистая монополия, так же как и совершенная конкуренция – это теоретические абстракции, которые выражают 2 полярные рыночные ситуации, 2 логических предела.

Монополист обладает определенной властью над ценой, но власть эта не абсолютна. Монополист сознательно ищет и устанавливает такой уровень цены, при котором прибыль была бы максимальной. Но существует закон спроса: если цена возрастает, то величина спроса (при прочих равных условиях) падает, и наоборот. Следовательно, если монополист в состоянии сознательно повышать цену, то он не в состоянии еще при этом и устанавливать объем спроса. И если чистый монополист захватил весь рынок, то он знает: для того, чтобы продать дополнительное количество продукции, необходимо снизить цену.

Особо следует выделить ситуацию естественной монополии. В этом случае отрасль состоит всего из одной фирмы, но обусловлено это не искусственными препятствиями для вступления в отрасль, а другими причинами, главная из которых – экономия на масштабах производства (средние издержки в долгосрочной перспективе будут минимальны, если отрасль представлена только одной, а не несколькими конкурирующими фирмами. Примеро естественной монополии достаточно много: местное обеспечение электроэнергией, газом, услуги телефонной связи. Однако в связи с развитием НТП положение может меняться. Так, дальняя телефонная связь, которая всегда считалась естественной монополией, постепенно перестает быть таковой из-за внедрения систем спутниковой связи.

Монополия характеризуется наличием входных барьеров при вступлении на рынок. Входной барьер – это условие, которое затрудняет вступление фирм-новичков в отрасль, где хозяйствуют старожилы данной отрасли.

Классификация барьеров может быть следующей: 1. Правительство наделяет фирму исключительными правами (выдача правительственной лицензии на определенный вид деятельности, например, почтовая служба, транспортные услуги). Многие из такого рода барьеров связаны с деятельностью естественных монополий.

2. Собственность на невоспроизводимые и редкие ресурсы. Классический пример – власть компании «Де Бирс» на рынке алмазов. 3. Авторские права и патенты. 4. Эффект масштаба, позволяющий снижать издержки и наращивать объем выпуска продукции. Так, на рынок автомобилестроения нелегко войти новым фирмам, не обладающим значительным капиталом для создания крупномасштабного производства.

Скачать файлы

Похожие документы