Лекция «Драматургия» по Зарубежной литературе (Пронин В. А.)

Кирилл Николоев вс, 03.04.2016 21:39

Гейне например говорил, что он не любит театр, а Цветаева говорила, что «Я люблю Гейне, потому что… а ещё потому, что он не любил театр так же как и я». Байрон писал пьесы, много кто писал, но его не ставили. Везло Гюго: он писал всё, и его ставили. На его пьесы ставили оперы, он занимался историческими сюжетами… Ставят и в наше время.

Драматургия – трудный жанр для восприятия и для писателя. Нужно писать так, чтобы всегда происходило действие. Пьеса диктует строгий объем текста (в течение 3-4 часов). При этом пьеса требует более активного читателя. Требует посредника – режиссера. Ей нужны дополнительные средства интерпретации. Замечательна она тем, что одна и та же пьеса может существовать в бесчисленных вариантах. Если бы мы жили во второй половине 19 века, в любой европейской столице (конечно же мы любили бы театр), мы попали бы на спектакли Генрика Ибсена (он норвежец). Настолько он был популярен. Его пьесы шли на всех европейских сценах. Интересно ещё вот что: Генрик Ибсен целиком посвятил себя драматургии, хотя иногда писал стихи и публицистические работы, был предан музе Талии. Норвегия сегодня одна из самых процветающих стран, но она была сравнительно благополучной по сравнению с другими и в конце 19 века. Единственная проблема – она входила в Датское королевство, не была самостоятельна. Получила независимость в начале 19-го века. Природа Норвегии: горы, фьорды, море – сказалась на характерах норвежцев. Она формировала независимый характер. Ибсен родился в семье со средним достатком, рано осиротел, в 15 лет работал помощником аптекаря, путешествовал по Норвегии… Последние 30 лет путешествовал за пределами Норвегии, но всегда писал о ней. Он был создателем норвежской драматургии, да и европейской, с него обретает значение вообще норвежская лит-ра, но прежде всего драматургия. Он был первым драматургом. Его творческий путь – почти 50 лет. За эти полвека он прошел в своем творчестве все этапы европейской литературы. Его творческий путь как бы повторяет этапы, историю европейской литературы, прежде всего драматургии. Ранние пьесы, которые он пишет в 50 – е годы носят исторический характер и по сюжету, по материалу, который он включает в драматургию, они перекликаются со скандинавскими сагами. Когда писатель начинает свой путь, он обращается к истокам (Кухулин). Ибсен начинает исторические пьесы, у него их много(например «Воитель из Хэйголанда»). Проблема создания норвежского государства. Он обращался вглубь, но это было актуально (Норвегия же зависима). В пьесе речь идет о создании (14 век), Норвегия раздроблена, как все феодальные государства. Герой - Хокан Хокансен, ему предстоит стать королем, его пафос – объединение народов и создание народа норвежцев. У него есть противники, он считал что «надо сделать народ свободным и тогда он станет сильным», а ему говорят, что нужно держать в страхе. Известность всемирная приходит к Ибсену в начале 60 - х годов – он пишет две большие философские пьесы в стихах. В первой он писал в русле средневековой литературы – «Бранд», вторая – «Пьер Гюнт». Они носят философский. Иносказательный характер. Наверно можно говорить о влиянии Шекспира и Ренессанса вообще. Помимо этого на пьесах отразилось влияние датского философа Кьеркегора. Основные работы – «Или – или». Он говорил, что человек как бы изначально не обладает целостностью и единством, в нем сокрыто множество возможностей, он может быть разным, и задача каждого из нас – выбрать себя из тех возможностей, которыми нас наделяет природа. Каждый человек как бы выполняет долг не только относительно Всевышнего, но и по отношению к самому себе. «Бранд» носит сугубо философский характер. Главный герой – пастор Бранд (лютеранин), вообще в его творчестве имеют значение идеи протестантизма : максимальной честности, ответственности. Бранд обращается к своей пастве и зовет их подняться в горы. Его деревня тоже хорошо показана (церковь и трактир – все). Подняться в горы – подняться над заботами и устремится к высокому, когда он поднимется – поднимется над собой. Тогда он станет сильным, благородным, свободным… Но подъем труден. Цель – отбросить все, забыть смерти близких, забыть все. Паства поднимается за Брандом в горы, а что дальше? Что они получают? – Ничего. Они поднялись, но они не изменились, не вкусили неземных блаженств…. Они побивают камнями своего предводителя, он остается один, сама снежная стихия его погребает. Паства у Ибсена – обыватели, они хотят что-то взамен. А важна сама цель, ты должен осуществить задуманное. Бранд – некий сверхчеловек, который является духовным и физическим совершенством. Идея Бранда заключалась в том, что нужно быть самим собой. В результате благородной цели ты станешь тем, чем предназначила тебе природа.

Скачать файлы

Похожие документы