Курсовая «Работа журналиста над языком репортажа» по Стилистике (Рахматуллина Э. А.)

Кирилл Николоев сб, 09.04.2016 19:04

Введение. «Факты есть факты; они не исчезнут из-за того, что вам не нравятся». Джавахарлал Неру (1889-1964) Современное общество немыслимо без средств массовой информации. К концу XX началу XXI века средства массовой информации уже потеряли своё главное прямое назначение – информировать массы. Теперь СМИ – оружие, средство управления, метод власти, внушения через пропаганду, навязывание мнения определённым слоям населения, социальным группам. В контексте такого вопроса особенно значимым и актуальным предметом исследования становится массмедийный язык, с помощью которого и происходит управление целыми народами, всем миром. При этом пристальное внимание отечественных и зарубежных лингвистов привлекает не только специфика языка СМИ, но и проблема использования выразительных средств в различных жанрах с целью выяснения их эффективности, роли и цели, места в языке массмедиа. .

Репортаж – один из излюбленных жанров современных журналистов. Так было всегда, ещё со времен возникновения этого жанра в газетной периодике. Да и сегодня репортаж воспринимается многими как синоним оперативности, актуальности и документальной точности. Познавательные и выразительные возможности репортажа позволяют современным журналистам наглядно и предметно отображать даже самые сложные явления действительности, в чём и кроется секрет распространённости и популярности данного жанра.

Репортаж - одна из основ журналистики. И не только телевизионной. В некоторой степени всю историю журналистики можно назвать историей становления, развития и совершенствования репортажа. То есть эволюция, история журналистики напрямую связана с историей такого жанра как репортаж, последний является как бы лицом всей дисциплины, сферы жизни и человеческой деятельности. У истоков журналистики стоит не что иное, как репортаж: это один из первых жанров печатной журналистики. Но СМИ за многие века изменились, и если на сегодня в печати репортаж - это всего лишь один из многих жанров, причем стоящий не в числе главных, то на телевидении репортаж по-прежнему жанр №1.

Цель данной работы - рассмотреть основные типы репортажей, с помощью примеров пронаблюдать какие средства использует журналист, разобраться, как происходит работа над текстом, какие языковые и речевые средства используются, чтобы репортаж был не только ярким и выразительным, но и грамотным. Потому что на журналиста возлагается серьезная ответственность за содержание и состояние того языка, на котором он общается с многомиллионной аудиторией.

Актуальность данной темы я считаю бесспорной, так как СМИ – одна из тех сфер деятельности, которая была и остаётся одной из самых значимых в жизни человека и общества в целом. Имея сначала одну функцию, одно прямое значение, СМИ приобрели ещё несколько важных функций, например формирование сознания современного общества. А это, естественно, очень важно, так как от этого зависит наше общее будущее, будущее людей и их творений, их деятельности. Многое в выполнении этой функции зависит от языка СМИ. То есть, важно разбираться в их лексике, чтобы понять взаимосвязь между посылаемой информацией, способом её посыла и результатами этого посыла от приёма людьми. Таким образом, мы сможем увидеть суть репортажа как жанра журналистики и суть всей журналистики как дисциплины, относящейся к средствам массовой информации.

1. Жанр репортажа. Понятие «репортаж» образовалось от латинского слова «reportare» и буквально означало «передавать», «сообщать». В начале XIX века, когда в Европе и в России развивается ежедневная периодическая печать, а жанровая палитра не отличалась многообразием форм, под репортажем подразумевались любые оперативные сообщения из залов суда, городских сборищ, заседаний парламента. М.Н. Ким в своей книге «Репортаж: технология жанра» пишет, что «по своей форме первоначальные репортажи больше походили на современные отчеты, в них преимущественно отражались основные моменты собрания и их итоги».

Из этого следует, что первоначальная задача репортажа была чисто сухо информационная и фактологическая. То есть в нём не было выразительных средств, эмоциональности, элементов рецензии или критического обзора событий, что присутствует в современном репортаже в той или иной степени. Современный репортаж представляет собой уже целую обособленную систему, со своими речевыми и стилистическими приёмами, которые подстроились под современнее новые функции репортажа – не просто донести факты и основные этапы события, но и придать повествованию какой-либо оттенок, нужный для воздействия на читательскую аудиторию и других целей.

Скачать файлы

Похожие документы