Курсовая «Конфликт и герой в трагедии Шекспира - Гамлет» по Зарубежной литературе (Шевякова Э. Н.)

Кирилл Николоев сб, 16.04.2016 15:25

Известно, что Шекспир нередко брал за основу своих произведений старинные, уже рассказанные когда-то сюжеты. Например, история Ромео и Джульетты была изложена до Шекспира в поэме Артура Брука. Кто-то неизвестный задолго до великого драматурга написал примитивную драматическую повесть «Король Лир и три дочери». Предание о Гамлете также имеет вековую историю. Его изложил Саксон Грамматик в своей «Истории датчан» (ок. 1200г.) Эти предания и легенды с присущей им первозданной простотой и наивностью продолжали бы существовать, как и многие легендарные и сказочные сюжеты, сохраняя всю прелесть примитивности. Но именно Шекспиру они обязаны обретением необыкновенной глубины постижения жизни, огромной поэтической силой. Кто бы знал Ромео и Джульетту, Лира, Отелло, Гамлета, если бы их судьбы не изобразил Шекспир? Эти и многие другие истории Шекспир поднял на высоту такого понимания жизни, какого в искусстве не было до него.

Трагедия «Гамлет» наиболее знаменитая из пьес английского драматурга. По мнению многих авторитетных ценителей искусства, это одно из самых сложных творений человеческого гения, великая философская трагедия. Она касается важнейших вопросов бытия, которые не могут не волновать каждого и имеют поистине общечеловеческое значение. Кроме того, в трагедии ставятся острые философские и моральные вопросы. Именно поэтому «Гамлет» привлекает многие поколения людей. Меняется жизнь, но во все времена люди находят в трагедии нечто близкое себе. Однако каждый видит принца Гамлета по-своему.

Немецкий исследователь Август Шлегель приходит к выводу, что чрезмерная склонность к рассуждениям убивает решимость, волю к действию. Трагедия Гамлета начинает рассматриваться как извечная проблема интеллигенции. Тургеневу же он казался эгоистом: «Он весь живет для самого себя… Он скептик и вечно возится и носится с самим собою». Он противопоставляет нерешительному, скептически настроенному, неспособному увлечь Гамлету Дон Кихота, как человека действия.

В.Г. Белинский утверждает, что Гамлет на разных этапах проявляет и силу, и слабость, и нерешительность, и молниеносную решимость; и что только так, в эволюции, в движении, и следует рассматривать многогранный образ Гамлета. Отсюда парадокс восприятия великой трагедии. Поскольку она глубоко задевает каждого, ее толкование затруднено.

В данной работе я хочу, во-первых, раскрыть образ Гамлета, разобраться в трагедии героя. Во-вторых, меня интересует конфликт трагедии, который неразрывно связан с образом главного героя. Вместе с тем хотелось бы сделать особенный упор на то, что проблема нравственного выбора будет актуальна всегда. Чем глубже читатель вдумывается в великое творение Шекспира, тем больше он будет находить в нем. Смысл произведения раскрывается не только в характерах и ситуациях. Есть в трагедии нечто, конкретно не выраженное. Для каждого это сугубо личное чувство, которое невозможно выразить словами. Так или иначе, конфликт трагедии, образ героя, его страдания и его выбор не привязаны к своему времени, они проходят через века.

История сюжета Как уже говорилось выше, легенду о «Гамлете» впервые записал в конце ХII века датский летописец Саксон Грамматик. Его «История датчан», написанная, на латинском языке была напечатана в 1514 году.

В древние времена язычества правитель Ютландии был убит во время пира своим братом Фенгом, который затем женился на его вдове. Сын убитого, молодой Гамлет решил отомстить за убийство отца. Чтобы выиграть время, Гамлет решил притвориться безумным. После неудачной попытки Фенга уничтожить принца руками английского короля, Гамлет восторжествовал над врагами.

Более чем полвека спустя французский писатель Бельфоре изложил ее в книге «Трагических историй» (1674). Английский перевод повествования Бельфоре появился лишь в 1608 году, семь лет спустя после того, как Гамлет Шекспира был поставлен на сцене. Автор дошекспировского Гамлета неизвестен. Предполагают, что им был Томас Кид (1588-1594), славившийся как мастер трагедии мести. К сожалению, пьеса не сохранилась и можно лишь строить предположения о том, как ее переработал Шекспир.

И в легенде, и в новелле, и в старой пьесе о Гамлете главной темой была родовая месть, которую совершает датский принц. По-иному осмыслил этот образ Шекспир. Гамлет начал новую жизнь в его драме. Выйдя из глубины веков, он стал современником Шекспира, вестником его помыслов и мечтаний. Автор мысленно пережил всю жизнь своего героя.

Вместе с датским принцем Шекспир мысленно перелистывая десятки старинных и новых книг в библиотеке Виттенбергского университета, центра средневековой учености, пытаясь проникнуть в тайны природы и человеческой души. Его герой рос и незаметно выходил из границ своего средневековья и приобщал к мечтам и спорам людей, читавших Томаса Мора, людей веривших в могущество человеческого ума, в красоту человеческих чувств.

Скачать файлы

Похожие документы