Контрольная «Роланд - идеальный герой французского эпоса» по Зарубежной литературе (Шевякова Э. Н.)

Кирилл Николоев сб, 16.04.2016 13:01

К числу лучших памятников средневековой литературы относится эпическое сказание французского народа - Песнь о Роланде. Незначительный исторический факт лег в основу этой героической эпопеи и со временем, обогатившись рядом позднейших событий, помог широкому распространению сказаний о Роланде, о войнах Карла Великого во многих литературах Западной Европы.

В Песни о Роланде отчетливо выражена идеология феодального общества, в котором верное служение вассала своему господину было неприкасаемым законом, а нарушение его считалось предательством и изменой. Однако черты мужественной стойкости, воинской доблести, бескорыстной дружбы и вдумчивого отношения к происходящему не получили в поэме, как и в замечательном памятнике творчества русского народа Слово о полку Игореве, сословно-феодальной приуроченности. Эти убедительные свойства доблестных защитников родины - военачальников и их вассалов, воспринимались как типические, общенародные. Еще в большей степени признанию и сочувствию со стороны широких народных масс способствовали мысли о защите отечества, о позоре и опасности поражения, которые красной нитью проходят через всю поэму.

Феодальное общество с его резким классовым неравенством и борьбой, своеобразным пафосом сословной рыцарской героики и чертами христианской религиозности вызвало к жизни десятки эпических сказаний. Именно во Франции, где феодальные отношения сложились в классической форме, возникло такое большое число героических поэм. Различные по теме, объему и форме, эти поэмы далеко не в равной степени отражали широкие народные интересы. Некоторые из них рассказывали о кровавых противостояниях, о мстительных и корыстных захватчиках, которые признавали единственным законом право сильного и основой своей морали считали насилие и произвол. В других эпопеях тема верности доминировала, и судьба изменника, предателя родины и нарушителя вассальной клятвы приводила его к возмездию и печальному концу. Отчетливей всего эта тема разработана в поэмах, повествующих о войнах Карла Великого, и, особенно, в произведении Песнь о Роланде, которое будет рассмотрена мной в данной контрольной работе.

1. Исторические события в основе французского героического эпоса. Поэтически переосмысленная реальность. Историческую основу поэмы излагают франкские и арабские хроники. В 778 году Карл Великий был призван в Испанию одним из мусульманских правителей, ведущим борьбу против халифа Кордовы. В награду за помощь он обещал отдать франкам город Сарагосу, но ее правитель не желал открывать ее ворота христианам. Карлу и всей его армии пришлось уйти из Испании, но при переходе через Пиренейские перевалы, в теснинах Ронсевальского ущелья он был атакован отрядами басков, исповедовавших христианство, которые хотели отомстить франкам за разрушение своих поселений. Весь арьергард Карла был перебит, в кровопролитной битве были уничтожены лучшие полки и полководцы. В их числе был и некий Хруодланд, префект Бретонской марки. Об этом упоминает единственное дошедшее до нас свидетельство современника – летописца Карла Эйнхарда: «В сражении этом были убиты вместе со многими другими Эггихард, королевский стольник, Ансельм, пфальцграф, и Хруодланд». Он как раз и есть тот самый герой, прообраз Роланда, о котором реально известно лишь то, что он был наместником Карла Великого в Бретани и стал героем поэмы, образцом рыцарской чести, доблести и стойкости.

Незатейливая поначалу история трансформировалась множество раз. За это время много изменилось и в самой жизни Западной Европы. Забылись мотивы похода Карла Великого в Испанию, но зато начались крестовые походы, ставшие невероятными по масштабу, сражениями христиан с «неверными». Поэтическая фантазия исполнителей добавляла в варианты «Песни о Роланде» новых героев и дополнительные подробности, а сама жизнь делала это произведение более значительным и эпическим.

Уже в самом древнем из дошедших до нас рукописных списков «Песни о Роланде» (XII век), битва с басками неузнаваемо преобразилась. Встречается огромное количество художественных преувеличений, которые не имеют случайный характер, а содержат в себе смысловой подтекст. Например:

В поэме встречается огромное количество художественных преувеличений. Они имеют не случайный характер, а содержат в себе смысловой подтекст. Автор преувеличивает время пребывания Карла в Испании. Поход длился меньше года, а в “Песне” указывается другой временной промежуток- 7 лет.

Карл завоевал незначительную часть Испании. Но по историческим свидетельствам он даже не дошёл до Средиземного моря. Автор же, желая подчеркнуть могущество короля, отмечает, что тот завоевал всю Испанию.

Скачать файлы

Похожие документы