Контрольная «Развитие психологии Нового времени» по Психологии (Козлов С. П.)

Кирилл Николоев пт, 15.04.2016 20:43

В настоящее время роль психологии в решении практических задач на производстве, в системе здравоохранения и народного образования постоянно возрастает, всё более актуальными становятся и исторические аспекты развития психологической науки. Назрела необходимость обращения к прошлому психологии для того, чтобы более адекватно оценить возможности этой науки на современном этапе и в будущем в осуществлении различных задач.

Особое положение истории психологии заключается в том, что она представляет такую систему знаний, которая охватывает собою вопросы философии и методологии, вопросы естественнонаучных основ психических явлений и структуру собственно психологических знаний. История психологии выполняет функцию междисциплинарных связей, раскрывающую процесс взаимного влияния психологии и других наук в ходе их развития.

История возникновения представлений о психике имеет большое значение для развития самой психологической науки, являясь её как бы самосознанием и рефлексией, аппаратом самоконтроля и самопознания. Изучения истории можно рассматривать как лучшую школу теоретического мышления. Без истории возникновения представлений о психике не может быть создана какая-либо строгая психологическая теория.

История возникновения психологии как науки является основой для формирования системы оценочных суждений, основанием для создания эталонной шкалы, служащей мерой и точкой отсчёта при оценке различных течений, направлений и взглядов в психологии.

Вполне очевидно образовательное и воспитательное значение изучения эволюции взглядов о душе. Оно способствует формированию у человека общего взгляда на мир и отношение к нему, расширяет его общий и профессиональный кругозор.

Заключая краткую характеристику значения истории возникновения представлений о психике необходимо подчеркнуть, что направление и степень полноты, с которой могут быть реализованы перечисленные выше функции историко-психологического значения, определяется в первую очередь научными приёмами описания, интерпретации и оценки развития науки.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НОВОГО ВРЕМЕНИ Наиболее важным феноменом обусловившим переход к эпохе Нового времени стала реформация. Мартин Лютер - идейный вождь реформации в 1517 г. бросил вызов церкви, повесив на дверях собора таблицу с мыслями о том, что необходимо отвергнуть засилье веры. Это привело к появлению протестантизма.

В это время идет бурное развитие капитализма, мануфактурного производства, это способствовало развитию науки. Создаются научные центры, неконтролируемые церковью - научная Академия в Риме, Лондонское королевское общество, Королевская академия наук во Франции.

Для эпохи Нового Времени характерно господство материалистической точки зрения в решении вопроса гносеологической проблематики. Что характеризуется тем, что: - мир материален, т.е. существует объективно и независимо от сознания;

- материя - первична, а сознание это свойство материи; - предметом познания является объективная реальность, которая познаваема. Новое время это время расцвета механики, появления физики И. Ньютона. Отличительная черта этого периода заключается в том, что не наука определяла развитие производства, а наоборот, успехи в производственной деятельности, особенно, в области механики, обусловливали появление новых научных воззрений. Так, в XVII в. Вселенная, природа в целом рассматривается как гигантский механизм. Человеческое тело так же представлялось своеобразной машиной-автоматом, которая функционирует, как и любой механизм по строгим законам физики. Этот принцип объяснения мироздания получил название механистический детерминизм, именно в этот период господствует в психологии.

Появление новых подходов к построению науки и данное время, которые были связанны со стремлением к рациональности и доказательности теоретических положений, ознаменовало наступление нового этапа в процессе становления психологии.

2. ЭМПИРИЗМ И РАЦИОНАЛИЗМ КАК ДВА СОСУЩЕСТВУЮЩИХ И ПРОТИВОСТОЯЩИХ ДРУГ ДРУГУ НАПРАВЛЕНИЯ В МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ Если в Античности центральным был вопрос о том, что такое душа, из чего она состоит, то в эпоху Нового времени важным становится вопрос о том, как познавать душу, какие способы, методы использовать.

Психологи, занимающиеся данными вопросами, придерживались разных точек зрения. Одни считали, что основой всех наших знаний являются ощущения, другие отдавали приоритет мышлению. Это привело к формированию 2-х направлений:

Скачать файлы

Похожие документы