Контрольная «Подготовка учебных изданий» по Технологии обработки текстовой информации (Авдеев Ю. В.)

Кирилл Николоев чт, 14.04.2016 20:27

В самостоятельный комплекс учебные издания выделяются по целе-вому назначению и по характеру информации. ГОСТ7. 60-90 «Издания. Основные виды. Термины и определения» трактует учебное издание преж-де всего как «издание, содержащее систематизированные сведения научно-го или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изуче-ния и преподавания, и рассчитанные на учащихся разного возраста» .

Подготовка учебных изданий – особая область редакционно-издательской деятельности. Дело в том, что процесс создания учебной ли-тературы отличается от создания произведений любого другого вида ли-тературы тем, что автор и редактор должны определенным образом кон-струировать учебный материал. При конструировании необходимо исхо-дить из того, что учебное издание является одним из основных средств обучения и отражает определенную область знания или сферу деятельно-сти.

Таким образом, возникает ряд требований к изданиям. Во-первых, содержание учебной литературы должно предусматривать педагогическое воздействие на обучаемого (достижение воспитательных целей, обеспече-ние формирования личности). Во-вторых, информация, характеризующая предмет содержания учебной литературы, специально отбирается и обра-батывается применительно к задачам того или иного вида издания. При-чем учитываются не только особенности деятельности или знания, но и за-дачи формирования информационной культуры обучаемого (получение знаний, навыков, умений, необходимых для участия в профессиональной деятельности).

Важная характеристика учебной литературы, определяющая особен-ности информации и объем включаемых знаний, – читательский адрес. Читатели представлены различными группами обучаемых (учащиеся школ, вузов, системы повышения квалификации) и обучающих (учителя школ, преподаватели вузов и др.).

В категорию обучаемых входит на определённых этапах практически всё население. Общество заинтересовано в том, чтобы все были охвачены различными формами учебной работы, чтобы информационная культура в целом имела наиболее высокие показатели. В соответствии со ступенью обучения выделяют дошкольное, школьное общее образование; среднее и высшее профессиональное образование; повышение квалификации специа-листов; переподготовку кадров.

Каждой ступени образования соответствует своя система требований к характеру обучения, целям и задачам учебного процесса, формам и ме-тодам, используемым на различных его этапах. Главный отличительный признак каждой категории – уровень первоначальных знаний и возможно-сти их развития. Ступень обучения характеризует особенности учебного процесса, специфику комплекса учебных изданий, характер и объем отра-женной в них информации, а так же общие подходы к конструированию учебных изданий.

Предметом учебного издания выступают специально отобранные в некотором объеме и адаптированные в соответствии с читательским адре-сом знания, характеризующие основы науки и практической деятельности.

Работа редактора над произведением обучающего издания 1. Редакторский анализ содержания произведения Учебное издание включает произведение учебной литературы и ап-парат. Остановимся на каждом элементе учебного издания.

Произведение учебной литературы, которое является основой изда-ния, включает введение, основную часть, разбитую на разделы, части, гла-вы, параграфы, выводы из разделов, частей, глав, заключение. При анали-зе основной части произведения редактор рассматривает его содержание и структуру. Содержание должно соответствовать научной концепции дис-циплины, отражать соответствующую область знания, акцентировать вни-мание на злободневных проблемах.

Рассматривая содержание учебника, редактор должен ориентиро-ваться на учебную программу дисциплины, которая определяет состав ин-формации и последовательность изложения материала. Деление на части должно быть подчинено законам овладения ин-формацией – объем каждой из них должен соотноситься с возможностями усвоения и запоминания материала в относительно короткий промежуток времени. Причем каждый относительно законченный проблемно-тематический раздел должен представлять собою определенную ступень познания дисциплины. Кроме того, деление текста на части должно быть подчинено единому логическому принципу, который должен прослежи-ваться в соподчиненности заглавий разделов. Каждая часть произведения, как уже говорилось, должна иметь название, отражающее ее содержание. Название усиливает возможности запомнить содержание данной части.

Анализируя структуру произведения, редактор выявляет соответствие содержания раздела названию, название параграфов названиям глав и ча-стей. Причем прежде всего редактору следует опираться на дидактические единицы программы. Необходимо, чтобы название было кратким, ясным, полностью охватывало содержание раздела, хорошо запоминалось. Часто в качестве названия используется вопрос, которому посвящен раздел. Например, «Закон Бойля-Мариота», «Теорема Пифагора» и др.

Скачать файлы

Похожие документы