Контрольная «Деятельность редактора Валерия Брюсова» по Издательскому делу и редактированию (Далада Е. В.)

Кирилл Николоев сб, 02.04.2016 13:42

Забота о сохранении лучших литературных и редакционно-издательских традиций характерна для издательской деятельности В.Я. Брюсова. Его деятельность пришлась на советский период. Редакторский опыт в советский период в полной мере вобрал в себя и достижения, и просчеты, которые характерны для этой области деятельности, отражающей прежде всего специфику социально-общественного развития. В соответствующей для себя форме он, в известной мере, повторял те изгибы и повороты, острые, порой драматические противоречия исторического пути, по которому двигалась страна. Особенно заметной становится проблема новый читатель - постоянно обогащающийся производственный материал - автор. Дело в том, что многие авторы-специалисты далеко не всегда могли писать так, чтобы быть понятным даже грамотному рабочему или крестьянину, а неспециалисты-популяризаторы часто прибегали к слишком упрощенному изложению специфического производственного материала, снижая его научную и практическую ценность.

Сложности в решении этой задачи усугублялись отсутствием квалифицированных издательских кадров, обладающих навыками редакторской практики, способных оперативно модернизировать весь арсенал редакторских средств в нестандартных профессиональных ситуациях, оптимально использовать лучшие достижения редакторской школы прошлого, опирающиеся на вековые культурные традиции. Скорее всего указанную проблему можно классифицировать как проблему преемственности, а образцы ее решения следует искать в профессиональной редакторской деятельности русских писателей и ученых, которые работали на стыке двух во многом поразительно разных эпох. Однако их опыт представляет собой то связующее звено, без которого неизбежно произошел бы полный разрыв в культурном наследии поколений. В области подготовки и издания произведений художественной литературы примером тому может служить прежде всего редакционно-издательская деятельность В.Я. Брюсова.

Поэтому редакторская деятельность В.Я. Брюсова является объектом изучения данной контрольной работы. Наша цель - изучить принципы его редактирования. Предметом нашего исследования стали статьи, рецензии, письма представленных редакторов и работы некоторых ученых на эту тему.

Задача проследить его редакционно-издательскую деятельность, выявить принципы их работы в сфере редактирования, сделать вывод о значении этого редактора в издательской практике. 1. В. Я. Брюсов – поэт, журналист, критик.

ВАЛЕРИЙ БРЮСОВ (1873-1924) - родился в Москве, в купеческой семье. Дед Валерия Кузьма Андреевич, родоначальник Брюсовых, был крепостным помещика Брюса. Отец Брюсова, Яков Кузьмич Брюсов, сочувствовал идеям революционеров-народников; он публиковал стихотворения в журналах. Будущий поэт получил хорошее образование, в последние гимназические годы Брюсов увлекался математикой.

Уже в 13 лет Брюсов связывал свою будущую жизнь с поэзией. Самые ранние известные стихотворные опыты Брюсова относятся к 1881 году. В период с 1894 по 1895 год он издал (под псевдонимом Валерий Маслов) три сборника Русские символисты, куда вошли многие из его собственных стихов (в том числе под различными псевдонимами); помимо брюсовских, в сборниках широко были представлены стихотворения А. А. Миропольского (Ланга), друга Брюсова, а также А. Добролюбова, поэта-мистика. В третьем выпуске Русских символистов было помещено брюсовское однострочное стихотворение О закрой свои бледные ноги, быстро обретшее известность, обеспечившее неприятие критики и гомерический хохот публики по отношению к сборникам. Долгое время имя Брюсова не только в мещанской среде, но и в среде традиционной, интеллигенции ассоциировалось именно с этим произведением. В 1893 году Брюсов поступил на историко-филологический факультет Московского университета.

В 1895 году появился на свет первый сборник исключительно брюсовских стихов - Chefs doeuvre (Шедевры нападки печати вызвало уже само название сборника, не соответствовавшее, по мнению критики, содержанию сборника (самовлюблённость была характерна для Брюсова 1890-х). Как для Chefs doeuvre, так и вообще для раннего творчества Брюсова характерна тема борьбы с дряхлым, отжившим миром патриархального купечества, стремление уйти от будничной действительности - к новому миру, рисовавшемуся ему в произведениях французских символистов. Принцип искусство для искусства, отрешённость от внешнего мира, характерные для всей лирики Брюсова, отразились уже в стихотворениях сборника Chefs doeuvre. В этом сборнике Брюсов беспрестанно ищет новые формы стиха, создаёт экзотические рифмы, необычные образы. В стихотворениях сборника чувствуется сильное влияние Верлена.

Скачать файлы

Похожие документы