Контрольная «Библиографическая информация» по Библиографии (Березина Н. А.)

Кирилл Николоев вс, 03.04.2016 22:00

Введение Происхождение и этапы развития термина «библиография» Современные определения термина «библиография» Сущность библиографической информации Роль библиографической информации в системе социальных коммуникаций

Заключение Список литературы 3 5 6 15 18 21 24 Введение В дореволюционной России академическая позиция исчерпывающе-описательной книговедческой науки библиографии занимала доминирующее положение, но никогда не была общепризнанной. Особенно серьезное противодействие она испытывала в связи с постепенным расширением и дифференциацией общественной роли библиографической деятельности. Этому способствовало возникновение демократического (рекомендательно-педагогического) направления в библиографии, ориентированного на широкого читателя, развитие справочно-библиографического обслуживания не только в научных, но и в публичных библиотеках. Библиография неуклонно вовлекалась в сложную сферу общественной жизни, что, в частности, выразилось в появлении первых ростков социал-демократической, а затем и большевистской библиографии. Все вместе взятое вело к обострению противоречий между представителями “чистой” науки библиографии и “общественниками”, связывающими свое понимание библиографии с публицистикой, критикой, с руководством народным чтением, т. е. в конечном итоге с задачами развития ” рекомендательной библиографии.

Необходимо подчеркнуть, что, возникнув задолго до Октябрьской революции, разногласия между представителями “научной” и “практической” библиографии продолжались и в первые годы Советской власти. Острота проблемы объяснялась сопротивлением, которое оказывали представители традиционно-описательной школы тенденциям, связанным с общественной необходимостью вовлечь библиографию в решение практических образовательных, воспитательных, хозяйственных и других задач социалистического строительства, с постановкой вопроса о классовом, партийном подходе к содержанию и задачам библиографической деятельности.

В интересующем нас общетеоретическом аспекте положение осложняется тем, что разграничение “научной” и “практической” библиографии приобрело в 20-е гг. разный смысл. Во-первых, оно означало противопоставление исчерпывающей учетно-регистрационной библиографии, свободной от оценочных “субъективных” моментов и потому, якобы, базирующейся на подлинно научной основе, библиографии пропагандистской, просветительной как “практической”, “прикладной” и потому ненаучной.

Во-вторых, уже тогда рассматриваемое деление содержало в себе оттенок дифференциации по целевому и читательскому назначению: библиография для специальных научно-исследовательских целей (научно-вспомогательная) и популярная, воспитательно-пропагандистская (рекомендательная).

В-третьих, деление на “научную” и “практическую” воспринималось как расщепление единой дисциплины библиографии на практическую библиографическую деятельность (собственно библиография) и науку об этой деятельности – теорию библиографии или теоретическую библиографию.

Происхождение и этапы развития термина “библиография” Термин “библиография” появился в Древней Греции в 5 в. до н.э. Его значение соответствовало лингвистическому смыслу его частей: biblion – книга и grapho – пишу, т.е. книгописание или переписывание книг. Первые библиографические тексты возникли в Древнем Египте и Месопотамии на рубеже 3-2 тысячелетия до н.э.

Скачать файлы

Похожие документы