Контрольная «Барокко и классицизм» по Зарубежной литературе (Смирнова Е. М.)

Кирилл Николоев вс, 27.03.2016 17:30

Часть 1 (теоретическая). Барокко и классицизм как эстетические системы: образ мира, концепция человека, поэтика XVII век можно, наверное, определить как век противоречия. Это эпоха, идею которой нельзя определить однозначно. Некоторые ученые трактуют эту эпоху «либо как «перезревший Ренессанс», либо как «несформировавшееся Просвещение» .

XVII век был веком ломки старого общественного уклада. Основные события эпохи - завершение буржуазной революции в Нидерландах, Тридцатилетняя война, английская буржуазная революция. Последствия этих событий сложны и неоднозначны.

Противоречия составляют основу произведений искусства того времени. Художественный облик эпохи определяют два основных противостоящих друг другу направления: барокко и классицизм. В самих этих определениях уже существует выразительный контраст: если барокко – слово неясного происхождения, имеющее несколько значений и употребляющееся в нескольких языках (использовалось долгое время в значении «безвкусный, странный, причудливый»), то классицизм — слово, пришедшее из латыни и означающее «образцовый». Барокко и классицизм в разной степени были распространены в разных регионах и на разных этапах внутри этой эпохи. Рассмотрим подробнее эти эстетические направления: их образ мира, концепцию человека, поэтику.

Барокко синхронно развивается с начала XVI до конца XVIII вв. Этот стиль быстро распространяется, откликаясь на трагические события в жизни Западной Европы. В Германии это Тридцатилетняя война, в Англии – буржуазная революция. Но особенно ярко стиль барокко расцвел в Испании.

Литература барокко, как и все движение, отличается тенденцией к сложности форм и стремлением к величавости и пышности. В барочной литературе осмысляется дисгармония мира и человека, их трагическое противостояние, внутренняя борьба в душе отдельного человека. В силу этого видение мира и человека чаще всего пессимистично. Вместе с тем барокко в целом и его литературу в частности пронизывает вера в реальность духовного начала, величие Бога. Интересна метафора итальянского поэта Д. Марино. Она позволяет понять глубинный смысл образа дисгармоничной вселенной. «Бог, «извечный маэстро», разгневавшись на «хоровую капеллу», которую составляли ангелы, люди и черти, бросил ноты. И теперь наш мир – «это разбившаяся о землю партитура» .

Сомнение в прочности и непоколебимости мира приводило к его переосмыслению, и в культуре барокко средневековое учение о бренности мира и человека причудливо сочеталось с достижениями науки. Представления о бесконечности пространства привели к коренному изменению видения картины мира, который приобретает грандиозные космические масштабы. В барокко мир понимается как вечная и величественная природа, а человек – ничтожная песчинка – одновременно слит с нею и противостоит ей. Он словно растворяется в мире и становится частицей, которая подчинена законам мира и общества. Одновременно человек в представлении художников барокко подвержен страстям, которые ведут его ко злу.

Для динамичного, стремительно меняющегося мира барокко характерны не только непостоянство и быстротечность, но и соединение полярных явлений – грандиозности зла и величия добра. Для барокко была характерна и другая черта – оно стремилось выявить и обобщить закономерности бытия. Помимо признания трагичности и противоречивости жизни, представители барокко полагали, что существует некая высшая божественная разумность и во всем имеется скрытый смысл – следовательно, надо смириться с миропорядком.

Представление об изменчивости мира породило необычайную экспрессивность художественных средств. Литература барокко не боится подчеркивать возможность различных истолкований образов. Стиль барокко любит метафору, построенную на сближении несхожих предметов, неожиданном и парадоксальном. Литература барокко передает чувство непостоянства жизни, которая воспринимается как иллюзия, как сон. Человек постоянно подвергает всё сомнению, пребывает ли он в состоянии сна или бодрствует, наблюдает ли он действительное или кажущееся явление, видит лицо или маску. Метафоры барокко — мир-иллюзия, мир-сон — сочетаются с рядом других, столь же важных: мир-театр, мир-книга. Окружающая действительность предстает здесь как огромная энциклопедия символов и эмблем; в явлениях и предметах отыскивается скрытый аллегорический смысл и несет в себе поучение, назидание, но барочная литература поучает не прямо, а через эмоциональное воздействие — волнение, удивление. Отсюда любовь писателей барокко к необычным образам, к оригинальности.

Скачать файлы

Похожие документы